Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 192

Об
этом уже было сказано[15].

Должно ли в таком случае отношение к [другу детства] не иметь никаких
отличий, как если бы он никогда не был другом? Нет, пожалуй, следует хранить
память о былой близости, и, подобно тому как друзьям, по нашему мнению,
следует угождать больше, чем посторонним, так и бывшим друзьям ради прежней
дружбы нужно уделять какое-то [внимание] в тех случаях, когда дружба была
расторгнута не из-за чрезмерной испорченности.



4 (IV).


Проявления, [или признаки], дружбы (ta philika) к окружающим, по
которым и определяются дружбы, похоже, происходят из отношения к самому
себе[16]. В самом деле, другом полагают того, кто желает блага и делает
благо, [истинное] (tagatha) или кажущееся, ради другого, или того, кто
желает во имя самого друга, чтобы тот существовал и жил; именно это дано
испытывать матерям к детям и тем из друзей, кто рассорился. А другие
признают другом того, кто проводит с другим время и вместе с ним на одном и
том же останавливает выбор иди же делит с ним горе и радости. И это все тоже
в первую очередь бывает у матерей [в их отношении к детям]. По одному из
этих признаков и определяют дружбу. Каждый из данных признаков присутствует
в отношении доброго человека к самому себе (а у остальных -- в той мере, в
какой они такими себе представляются, ведь, как уже было сказано [17],
добродетели и добропорядочному человеку в каждом частном случае положено
быть мерой): он ведь находится в согласии с самим собой и вся душа [его во
всех ее частях] стремится к одним и тем же вещам [18]. Далее, он желает для
себя самого того, что является и кажется благами (tagatha kai phainomena), и
осуществляет это в поступках (ибо добродетельному свойственно усердие в
благе), причем [и желает, и осуществляет он это] ради самого себя, а именно
ради мыслящей части души (to dianoetikon), которая, как считается, и
составляет [самость] каждого (hoper hekastos) [19]. Кроме того, он желает,
чтобы он сам был жив, цел и невредим, и прежде всего та его часть, благодаря
которой он разумен (phronei) [20]. В самом деле, "быть" -- благо для
добропорядочного человека, и каждый желает собственно благ себе, так что
никто не выберет для себя владеть хоть всем [благом] при условии, что он
станет другим [существом] [21] (а ведь бог-то как раз и обладает [всем
благом]); напротив, [только] при условии, что 6п останется тем, кто есть, --
кем бы он ни был -- [человек желает себе блага]. Между тем каждый -- это,
пожалуй, его понимающая часть (to nooyn), или прежде всего она. И
[добропорядочный] человек желает проводить время сам с собою, ибо находит в
этом удовольствие, ведь и воспоминания о совершенных поступках у него
приятные, и надежды на будущее добрые (agathai), а такие вещи доставляют
удовольствие. И для его мысли в изобилии имеются предметы умозрения (theore­
mata). И горе, и удовольствие он лучше всего разделит с самим собою, потому
что страдание ему причиняют и удовольствие доставляют во всех случаях одни и
те же вещи, а не один раз одно, другой -- другое, он ведь чужд запоздалому
раскаянию.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz