|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 199 |
Поэтому
следующий вопрос о том, при удачах или при неудачах больше надобность в
друзьях, если иметь в виду, что и неудачник нуждается в тех, кто будут ему
благодетелями, и удачливые -- в тех, кому они будут делать добро.
Вероятно, нелепо также делать блаженного одиночкой, ибо никто не избрал
бы обладание благом для себя одного; действительно, человек -- общественное
[существо] [41], и жизнь сообща прирождена ему. Значит, эти [черты] есть и у
счастливого, ведь он от природы имеет блага, между тем ясно, что с друзьями
и добрыми людьми лучше проводить дни, нежели с посторонними и случайными.
Следовательно, у счастливого есть нужда в друзьях.
Что же в таком случае имеют в виду те, первые, и в каком отношении они
говорят правду? [42] Не в том ли дело, что большинство считают друзьями
полезных людей? Но в таких блаженный, конечно, ничуть не будет нуждаться,
поскольку блага у него имеются, а тогда не будет нужды и в друзьях ради
удовольствия, разве только в ничтожной степени (ибо раз жизнь [сама по себе]
доставляет удовольствие, не нужно никакого удовольствия, привлекаемого
извне). И вот, поскольку блаженный не нуждается в друзьях такого рода,
кажется, что он не нуждается в друзьях [вообще].
Но это, видимо, неправда. В начале уже было сказано [43], что счастье
-- это своего рода деятельность; ясно между тем, что деятельность возникает,
а не наличествует, наподобие своего рода приобретения.
Если же быть счастливым -- значит жить и действовать и деятельность
добродетельного сама по себе добропорядочна и доставляет, как было сказано в
начале, удовольствие; и если родственное (to oikeion) -- это тоже одна из
вещей, доставляющих удовольствие, причем окружающих мы скорее способны
созерцать, нежели самих себя, и их поступки -- скорее, нежели
собственные[44]; и если, [наконец], поступки добропорядочных людей -- и
друзей при этом -- доставляют добродетельным удовольствие (ибо в них
содержатся оба естественных удовольствия, [ -- от естественного и от
добропорядочного -- ] то, стало быть, блаженный будет нуждаться в таких
друзьях, если только он действительно предпочитает созерцание добрых и
родственных ему поступков, поступки же добродетельного человека, являющегося
другом, именно таковы.
Предполагается далее, что счастливый человек должен жить с
удовольствием. Однако для одиночки жизнь тягостна, потому что трудно
непрерывно быть самому по себе деятельным, зато с другими и по отношению к
другим это легко. Деятельность, сама по себе доставляющая удовольствие,
будет тогда непрерывнее, как и должно быть у блаженного. В самом деле,
добропорядочный в меру своей добропорядочности наслаждается поступками
сообразными добродетели и отвергает то, что от порочности, подобно тому как
музыкант находит удовольствие в красивых напевах и страдает от дурных. От
жизни сообща с добродетельными, как утверждает и Феогнид, получается даже
что-то вроде упражнения в добродетели[45].
|
|