Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 92

е. быть таким человеком, чьи поступки
обусловлены сознательным выбором и совершаются ради самих этих поступков.
Итак, правильным сознательный выбор делает добродетель, но не к
добродетели, а к другой способности относится то, что естественно делать,
чтобы осуществить [избранное].
Если мы намереваемся изучить [это], нужно дать некоторые пояснения.
Существует способность под названием "изобретательность" (demotes);
свойство ее состоит в способности делать то, что направлено к предложенной
цели, и достигать ее. Поэтому, если цель прекрасна, такая способность
похвальна, а если дурна, то это изворотливость (panoyrgia), недаром даже
рассудительных мы называем изобретательными и изворотливыми. Но
рассудительность не является этой способностью, однако и без этой
способности она не существует. И [добродетельным] складом, [т. е.
рассудительностью, изобретательность] становится при наличии того "ока души"
[и] при условии добродетели, что и было сказано, да и ясно. Действительно,
силлогизмы, имеющие своим предметом поступки, включают исходный принцип:
"поскольку такая-то цель и есть наилучшее..." (причем безразлично, что
именно, ибо при рассуждении эти может быть что угодно), но, что есть
[наилучшее], никому, кроме добродетельного, не видно, так как испорченность
сбивает с толку, заставляя обманываться насчет исходных принципов поступков.
Таким образом ясно, что быть рассудительным, не будучи добродетельным,
невозможно.
(XIII). Теперь нужно снова рассмотреть добродетель, так как в случае с
добродетелью имеет место такое же соотношение, как между рассудительностью и
изобретательностью: с одной стороны, это не одно и то же, а с другой -
[нечто] подобное; так и природная (physike) добродетель соотносится с
добродетелью в собственном смысле слова (kyria). Действительно, всем
кажется, что каждая [черта] нрава дана в каком-то смысле от природы, ведь и
правосудными, и благоразумными, и мужественными, и так далее [в каком-то
смысле] мы бываем прямо с рождения, однако мы исследуем некое иное
"добродетельное", [или "благо"], в собственном смысле слова, и такие
[добродетели] даны иным способом [нежели от природы]. В самом деле, и детям,
и зверям даны природные [склады], но без руководства ума они оказываются
вредными. Это же, наверное, видно при таком сравнении: как сильное тело,
двигаясь вслепую, сильно ушибается, потому что лишено зрения, так и в данном
случае [возможен вред]. Когда же человек обрел ум, он отличается по
поступкам [от неразумных детей и дверей], и [только] тогда склад [души],
хотя он и подобен [природной добродетели], будет добродетелью в собственном
смысле слова.
Следовательно, подобно тому как у производящей мнения части души (to
doxastikon) есть два вида [добродетели]: изобретательность и
рассудительность, так и у нравственной ее части тоже два вида: одна
добродетель природная и другая - в собственном смысле слова, а из них та,
что добродетель в собственном смысле, возникает [и развивается] при участии
рассудительности.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz