|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 120 |
А дружба ради
пользы [свойственнее] торговцам.
Даже блаженные, не нуждаясь ни в чем полезном, нуждаются в
удовольствиях; поэтому они желают проводить жизнь с кем-то сообща, а что до
страдания, то небольшой срок они его терпят, но никому не выдержать
причиняющее страдание непрерывно, будь это само благо, - вот почему
блаженные ищут друзей, доставляющих удовольствие. Вероятно, нужно, чтобы эти
друзья были также и добродетельными, причем для самих блаженных. Дело в том,
что только в этом случае у них будет все, что должно быть между друзьями.
Люди, наделенные могуществом, используют друзей, как мы это видим, с
разбором: одни друзья приносят им пользу, а другие доставляют удовольствие,
но едва ли одни и те же - и то и другое, ибо могущественных не заботит,
чтобы доставляющие удовольствие были наделены добродетелью, а полезные были
бы [полезны] для прекрасных [деяний]; напротив, стремясь к удовольствиям,
они [ищут] остроумных, а для выполнения приказаний - изобретательных, но
одни и те же люди редко бывают и теми и другими [одновременно]. Сказано уже,
что и удовольствие, и пользу вместе доставляет добропорядочный человек, во
такой человек не делается другом превосходящему его [по положению], если
только последний не превосходит его также добродетелью; в противном случае
он не будет в положении равенства, т. е. как превзойденный пропорционально
[заслугам превосходящего]. Но такие [властители], что обладают
превосходством еще и в добродетели, обычно бывают редки.
8. Описанные выше [разновидности] дружбы [основаны] на уравненности.
Действительно, обе стороны или получают и желают друг для друга одного и
того же, или обмениваются разным, допустим удовольствием и помощью; сказано
уже, что эти виды дружбы хуже и менее постоянны. Как кажется, [эти
разновидности] и являются, и не являются дружбами в силу соответственно {и}
сходства и несходства с одним и тем же; действительно, по сходству с дружбой
по добродетели они являются дружбами (ведь в одной разновидности] заключено
удовольствие, в другой - польза, а в той [дружбе по добродетели]
присутствует и то и другое), но поскольку [дружба по добродетели]
неподвластна клевете и постоянна, а эти [виды дружбы] скоропреходящи, да и
во многом другом от нее отличны, то из-за несходства [с дружбой по
добродетели] кажется, что это - не дружбы.
(VII). Есть и другой род дружбы, основанный на превосходстве [одной
стороны], как, скажем, [дружеские отношения] отца к сыну и вообще старшего к
младшему, мужа к жене и всякого начальника к подчиненному. Эти [отношения]
тоже отличаются друг от друга, ибо неодинаково [чувство] родителей к детям и
начальников к подчиненным, так же как [различно отношение] отца к сыну и
сына к отцу или мужа к жене и жены к мужу. И добродетель, и назначение
каждого из них различны, различно и то, из-за чего питают дружбу. А это
значит, что различаются и чувства дружбы, и [сами] дружбы, ведь, разумеется,
ни один из них не получает от другого того же, [что дает сам], и не следует
искать этого [в таких отношениях]; когда же дети уделяют родителям, что
должно уделять породившим их, а родители (сыновьям) - что должно детям, то
дружба между ними будет постоянной и доброй.
|
|