Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 34


Принимая решение, занимаются как бы поисками и анализом описанным выше
способом (так же как в задачах на построение).
Однако не всякие поиски оказываются приниманием решения (boyleysis),
например в математике, зато всякое принимание решения - поиски: и что в
анализе последнее - первое по возникновению. И если наталкиваются на
невозможность [осуществления], отступаются (например, если нужны деньги, а
достать их невозможно); когда же [достижение цели] представляется возможным,
тогда и берутся за дело. "Возможно" то, что бывает благодаря нам, ведь
[исполнение чего-то] благодаря друзьям и близким в известном смысле тоже
зависит от нас, так как в нас источник [действия]. Поиски здесь обращены в
одних случаях на орудия, в других - на их употребление, так и во [всем]
остальном: в одном случае - на средства, в другом - на способ, т. е. на
исполнителя (dia tinos).
Как сказано, человек - это, конечно, источник поступков, а решение
относится к тому, что он сам осуществляет в поступках, поступки же
совершаются ради чего-то другого. Действительно, не цель бывает предметом
решения, а средства к цели, так же как и не отдельные вещи (скажем, хлеб ли
это? или должным ли образом он испечен?), - это ведь дело чувства, и если по
всякому поводу будешь принимать решение, то уйдешь в бесконечность.
Предмет решения и предмет выбора одно и то же, только предмет выбора
уже заранее строго определен, ибо сознательно выбирают то, что одобрено по
принятии решения, потому что всякий тогда прекращает поиски того, как ему
поступить, когда возвел источник [поступка] к себе самому, а в себе самом -
к ведущей части души (to hegoymenon), ибо она и совершает сознательный
выбор. Это ясно и на примере древних государственных устройств, изображенных
Гомером, ибо цари извещали народ о выборе, который они уже сделали.
Если предмет сознательного выбора есть предмет решения, устремленного к
зависящему от нас, то сознательный выбор - это, пожалуй, способное принимать
решения стремление (boyleytike orexis) к зависящему от нас; в самом деле,
приняв решение, мы выносим свой суд и тогда согласуем наши стремления с
решением.
Итак, будем считать, что в общих чертах мы описали сознательный выбор,
а именно: с какого рода [вещами] он имеет дело, и показали, что он касается
средств к цели.

6(IV). Уже сказано, что желание (boylesis) [направлено] на цель, но
одни считают, что к благу вообще (tagathon), а другие - что к кажущемуся
благом (phainomenon agathon). У тех, кто говорит, что предмет желания (to
boyleyton) есть благо вообще, получается: то, чего желают, при неверном
выборе не есть "предмет желания", ведь что будет "предметом желания", будет
и благом, но мы уже знаем, что он - зло, если выбор сделан неверно. У тех
же, кто называет кажущееся благом предметом желания, получается, что нет
естественного предмета желания, но всякому желанно то, что ему таким
покажется.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz