|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 34 |
Принимая решение, занимаются как бы поисками и анализом описанным выше
способом (так же как в задачах на построение).
Однако не всякие поиски оказываются приниманием решения (boyleysis),
например в математике, зато всякое принимание решения - поиски: и что в
анализе последнее - первое по возникновению. И если наталкиваются на
невозможность [осуществления], отступаются (например, если нужны деньги, а
достать их невозможно); когда же [достижение цели] представляется возможным,
тогда и берутся за дело. "Возможно" то, что бывает благодаря нам, ведь
[исполнение чего-то] благодаря друзьям и близким в известном смысле тоже
зависит от нас, так как в нас источник [действия]. Поиски здесь обращены в
одних случаях на орудия, в других - на их употребление, так и во [всем]
остальном: в одном случае - на средства, в другом - на способ, т. е. на
исполнителя (dia tinos).
Как сказано, человек - это, конечно, источник поступков, а решение
относится к тому, что он сам осуществляет в поступках, поступки же
совершаются ради чего-то другого. Действительно, не цель бывает предметом
решения, а средства к цели, так же как и не отдельные вещи (скажем, хлеб ли
это? или должным ли образом он испечен?), - это ведь дело чувства, и если по
всякому поводу будешь принимать решение, то уйдешь в бесконечность.
Предмет решения и предмет выбора одно и то же, только предмет выбора
уже заранее строго определен, ибо сознательно выбирают то, что одобрено по
принятии решения, потому что всякий тогда прекращает поиски того, как ему
поступить, когда возвел источник [поступка] к себе самому, а в себе самом -
к ведущей части души (to hegoymenon), ибо она и совершает сознательный
выбор. Это ясно и на примере древних государственных устройств, изображенных
Гомером, ибо цари извещали народ о выборе, который они уже сделали.
Если предмет сознательного выбора есть предмет решения, устремленного к
зависящему от нас, то сознательный выбор - это, пожалуй, способное принимать
решения стремление (boyleytike orexis) к зависящему от нас; в самом деле,
приняв решение, мы выносим свой суд и тогда согласуем наши стремления с
решением.
Итак, будем считать, что в общих чертах мы описали сознательный выбор,
а именно: с какого рода [вещами] он имеет дело, и показали, что он касается
средств к цели.
6(IV). Уже сказано, что желание (boylesis) [направлено] на цель, но
одни считают, что к благу вообще (tagathon), а другие - что к кажущемуся
благом (phainomenon agathon). У тех, кто говорит, что предмет желания (to
boyleyton) есть благо вообще, получается: то, чего желают, при неверном
выборе не есть "предмет желания", ведь что будет "предметом желания", будет
и благом, но мы уже знаем, что он - зло, если выбор сделан неверно. У тех
же, кто называет кажущееся благом предметом желания, получается, что нет
естественного предмета желания, но всякому желанно то, что ему таким
покажется.
|
|