|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 85 |
Ведь не всякое представление уничтожается
(diaphtheirei) или извращается удовольствием и страданием (скажем,
[представление о том, что] сумма углов треугольника равна или не равна сумме
двух прямых углов); [это происходит только с представлениями] , которые
связаны с поступками. Дело в том, что принципы поступков - это то, ради чего
они совершаются, но для того, кто из-за удовольствия или страдания развращен
(toi diephtharmenoi), принцип немедленно теряет очевидность, как и то, что
всякий выбор и поступок надо делать ради этого принципа и из-за него.
Действительно, порочность уничтожает (phthartike) [именно] принцип.
Итак, рассудительностью необходимо является [душевный] склад,
причастный суждению, истинный и предполагающий поступки, касающиеся
человеческих благ.
Но, однако, если для искусства существует добродетель, то для
рассудительности нет. К тому же в искусстве предпочтение отдается тому, кто
ошибается по своей воле, но в том, что касается рассудительности, [такой
человек] хуже [ошибающегося непроизвольно], точно так же как в случае с
добродетелями. Ясно поэтому, что [рассудительность сама] есть некая
добродетель и не есть искусство, [или искусность]. Поскольку существуют две
части души, обладающие суждением, рассудительность, видимо, будет
добродетелью одной из них, а именно той, что производит мнения, ибо и
мнение, и рассудительность имеют дело с тем, что может быть и так и иначе Но
рассудительность - это тем не менее не только [душевный] склад, причастный
суждению; а подтверждение этому в том, что такой склад [души - навык - ]
можно забыть, а рассудительность нет.
6 (VI). Поскольку наука - это представление (hypolepsis) общего и
существующего с необходимостью, а доказательство (ta apodeikta) и всякое
иное знание исходит из принципов, ибо наука следует [рас]суждению (meta
logoy), постольку принцип предмета научного знания (toy epistetoy) не
относится ни [к ведению] науки, ни [тем более] - искусства и
рассудительности. Действительно, предмет научного знания - [это нечто]
доказываемое (to apodeikton), а [искусство и рассудительность] имеют дело с
тем, что может быть и так и иначе. Даже мудрость не для этих первопринципов,
потому что мудрецу свойственно в некоторых случаях пользоваться
доказательствами. Если же то, благодаря чему мы достигаем истины и никогда
не обманываемся относительно вещей, не могущих быть такими и инакими или
даже могущих, это наука, рассудительность, мудрость и ум и ни одна из трех
[способностей] (под тремя я имею в виду рассудительность, науку и мудрость)
не может [приниматься в расчет в этом случае], остается [сделать вывод], что
для [перво]принципов существует ум.
7 (VII) Мудрость в искусствах мы признаем за теми, кто безупречно точен
в [своем] искусстве; так, например, Фидия мы признаем мудрым камнерезом, а
Поликлета -
мудрым ваятелем статуй, подразумевая под мудростью, конечно, не что
иное, как добродетель, [т.
|
|