Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 85

Ведь не всякое представление уничтожается
(diaphtheirei) или извращается удовольствием и страданием (скажем,
[представление о том, что] сумма углов треугольника равна или не равна сумме
двух прямых углов); [это происходит только с представлениями] , которые
связаны с поступками. Дело в том, что принципы поступков - это то, ради чего
они совершаются, но для того, кто из-за удовольствия или страдания развращен
(toi diephtharmenoi), принцип немедленно теряет очевидность, как и то, что
всякий выбор и поступок надо делать ради этого принципа и из-за него.
Действительно, порочность уничтожает (phthartike) [именно] принцип.
Итак, рассудительностью необходимо является [душевный] склад,
причастный суждению, истинный и предполагающий поступки, касающиеся
человеческих благ.
Но, однако, если для искусства существует добродетель, то для
рассудительности нет. К тому же в искусстве предпочтение отдается тому, кто
ошибается по своей воле, но в том, что касается рассудительности, [такой
человек] хуже [ошибающегося непроизвольно], точно так же как в случае с
добродетелями. Ясно поэтому, что [рассудительность сама] есть некая
добродетель и не есть искусство, [или искусность]. Поскольку существуют две
части души, обладающие суждением, рассудительность, видимо, будет
добродетелью одной из них, а именно той, что производит мнения, ибо и
мнение, и рассудительность имеют дело с тем, что может быть и так и иначе Но
рассудительность - это тем не менее не только [душевный] склад, причастный
суждению; а подтверждение этому в том, что такой склад [души - навык - ]
можно забыть, а рассудительность нет.

6 (VI). Поскольку наука - это представление (hypolepsis) общего и
существующего с необходимостью, а доказательство (ta apodeikta) и всякое
иное знание исходит из принципов, ибо наука следует [рас]суждению (meta
logoy), постольку принцип предмета научного знания (toy epistetoy) не
относится ни [к ведению] науки, ни [тем более] - искусства и
рассудительности. Действительно, предмет научного знания - [это нечто]
доказываемое (to apodeikton), а [искусство и рассудительность] имеют дело с
тем, что может быть и так и иначе. Даже мудрость не для этих первопринципов,
потому что мудрецу свойственно в некоторых случаях пользоваться
доказательствами. Если же то, благодаря чему мы достигаем истины и никогда
не обманываемся относительно вещей, не могущих быть такими и инакими или
даже могущих, это наука, рассудительность, мудрость и ум и ни одна из трех
[способностей] (под тремя я имею в виду рассудительность, науку и мудрость)
не может [приниматься в расчет в этом случае], остается [сделать вывод], что
для [перво]принципов существует ум.

7 (VII) Мудрость в искусствах мы признаем за теми, кто безупречно точен
в [своем] искусстве; так, например, Фидия мы признаем мудрым камнерезом, а
Поликлета -
мудрым ваятелем статуй, подразумевая под мудростью, конечно, не что
иное, как добродетель, [т.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz