|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 15 |
Дело в том, что в отсутствии похвал удовольствию, хотя оно
относится к благам, он усматривал указание на то, что оно выше похвал, а
таковы божество и высшее благо: с ними ведь соотносится все остальное.
Таким образом, хвала подобает добродетели, ибо благодаря последней люди
совершают прекрасные [поступки], а прославления подобают плодам трудов, как
телесных, так и духовных. Но знать тонкости в этих вопросах свойственнее,
вероятно, тем, кто потрудился над прославлениями. Нам же из сказанного ясно,
что счастье относится к вещам [высоко] ценимым и совершенным. Это так,
должно быть, еще потому, что [счастье] - это начало в том смысле, что все
[мы] ради него делаем все остальное, а [такое] начало и причину благ мы
полагаем чем-то ценимым и божественным.
13 (XIII). Поскольку счастье - это некая деятельность души в полноте
добродетели, нужно, пожалуй, подробно рассмотреть добродетели; так мы,
вероятно, лучше сможем уразуметь (theoresaimen) все связанное со счастьем.
Настоящий государственный муж (politikos) тоже, кажется, больше всего
старается о добродетели, ибо он хочет делать граждан добродетельными и
законопослушными. Образец таких [государственных людей] мы имеем в
законодателях критян и лакедемонян и других, им подобных, если таковые были.
Коль скоро рассмотрение этого вопроса относится к науке о государстве, [т.
е. к политике], то, очевидно, наши поиски идут [путем], избранным в самом
начале. Ясно, что добродетель, которую мы должны рассматривать,
человеческая, ведь и благо мы исследовали человеческое, и счастье -
человеческое.
Между тем человеческой добродетелью мы называем добродетель не тела, но
души, и счастьем мы называем [тоже] деятельность души. Если это так, ясно,
что государственному человеку нужно в известном смысле знать то, что
относится к душе, точно так, как, вознамерившись лечить глаза, [нужно знать)
все тело, причем в первом случае это настолько же важнее, насколько
политика, [или наука о государстве], ценнее и выше врачевания. А выдающиеся
врачи много занимаются познанием тела. Так что и государственному мужу
следует изучать связанное с душой, причем изучать ради своих собственных
[целей] и в той мере, в какой это потребно для исследуемых вопросов, ибо с
точки зрения [задач], стоящих перед ним, далеко идущие уточнения, вероятно,
слишком трудоемки.
Кое-что о душе удовлетворительно излагается также и в сочинениях вне
нашего круга, так что ими следует воспользоваться, скажем, [содержащейся там
мыслью, что] одна часть души не обладает суждением (alogon), a другая им
обладает (logon ekhon). Разграничены ли они, подобно частям тела и всему,
что имеет части, или же их две только понятийно (toi logoi), а по природе
они нераздельны, как выпуклость и вогнутость окружности, - для настоящего
исследования это не имеет никакого значения. Одна часть того, что лишено
суждения, видимо, общая [для всего живого], т.
|
|