Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 15

Дело в том, что в отсутствии похвал удовольствию, хотя оно
относится к благам, он усматривал указание на то, что оно выше похвал, а
таковы божество и высшее благо: с ними ведь соотносится все остальное.
Таким образом, хвала подобает добродетели, ибо благодаря последней люди
совершают прекрасные [поступки], а прославления подобают плодам трудов, как
телесных, так и духовных. Но знать тонкости в этих вопросах свойственнее,
вероятно, тем, кто потрудился над прославлениями. Нам же из сказанного ясно,
что счастье относится к вещам [высоко] ценимым и совершенным. Это так,
должно быть, еще потому, что [счастье] - это начало в том смысле, что все
[мы] ради него делаем все остальное, а [такое] начало и причину благ мы
полагаем чем-то ценимым и божественным.

13 (XIII). Поскольку счастье - это некая деятельность души в полноте
добродетели, нужно, пожалуй, подробно рассмотреть добродетели; так мы,
вероятно, лучше сможем уразуметь (theoresaimen) все связанное со счастьем.
Настоящий государственный муж (politikos) тоже, кажется, больше всего
старается о добродетели, ибо он хочет делать граждан добродетельными и
законопослушными. Образец таких [государственных людей] мы имеем в
законодателях критян и лакедемонян и других, им подобных, если таковые были.
Коль скоро рассмотрение этого вопроса относится к науке о государстве, [т.
е. к политике], то, очевидно, наши поиски идут [путем], избранным в самом
начале. Ясно, что добродетель, которую мы должны рассматривать,
человеческая, ведь и благо мы исследовали человеческое, и счастье -
человеческое.
Между тем человеческой добродетелью мы называем добродетель не тела, но
души, и счастьем мы называем [тоже] деятельность души. Если это так, ясно,
что государственному человеку нужно в известном смысле знать то, что
относится к душе, точно так, как, вознамерившись лечить глаза, [нужно знать)
все тело, причем в первом случае это настолько же важнее, насколько
политика, [или наука о государстве], ценнее и выше врачевания. А выдающиеся
врачи много занимаются познанием тела. Так что и государственному мужу
следует изучать связанное с душой, причем изучать ради своих собственных
[целей] и в той мере, в какой это потребно для исследуемых вопросов, ибо с
точки зрения [задач], стоящих перед ним, далеко идущие уточнения, вероятно,
слишком трудоемки.
Кое-что о душе удовлетворительно излагается также и в сочинениях вне
нашего круга, так что ими следует воспользоваться, скажем, [содержащейся там
мыслью, что] одна часть души не обладает суждением (alogon), a другая им
обладает (logon ekhon). Разграничены ли они, подобно частям тела и всему,
что имеет части, или же их две только понятийно (toi logoi), а по природе
они нераздельны, как выпуклость и вогнутость окружности, - для настоящего
исследования это не имеет никакого значения. Одна часть того, что лишено
суждения, видимо, общая [для всего живого], т.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz