Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 60

Он
отклоняется от правды, скорее, в сторону преуменьшения, потому что из-за
отвратительности преувеличения [преуменьшение] кажется более пристойным.
Кто приписывает себе больше, чем у него есть, безо всякой цели, похож
на дурного человека (иначе он не радовался бы обману), но он кажется более
пустым, нежели порочным. Если же это делают ради какой-то цели, то, чья цель
- честь или слава, тот как хвастун заслуживает осуждения, но не слишком
[сурового], а чья цель - деньги или что ведет к деньгам, тот довольно-таки
непригляден.
(Хвастуном человека делает не возможность [хвастать], а сознательный
выбор, ибо хвастуном он является по складу и потому, что он таков.)
Соответственно и среди обманщиков один рад самому обману, а другой
стремится к славе или наживе. Стало быть, те, кто хвастают ради славы,
приписывают себе такое, за что их восхваляют и почитают счастливцами; а кто
делает это ради наживы, приписывает себе то, чем можно угодить окружающим и
отсутствие чего можно скрыть, - скажем, [знания] прорицателя, мудреца,
врача. Поэтому в большинстве случаев себе приписывают такого рода вещи и
хвастают [ими]: они ведь имеют названные [свойства].
Притворы, которые говорят о себе приниженно и на словах отклоняются в
сторону преуменьшения, представляются людьми, скорее, обходительного нрава
(khariesteroi); кажется, что они говорят так не ради наживы, но избегая
важничанья, и прежде всего они отказывают себе в славном, как делал,
например, Сократ. Те, кто {притворяются} по ничтожным поводам, когда
очевидно [обратное], называются лицемерами и вполне заслуживают презрения, а
иногда это оказывается хвастовством, например одежда лаконян, ибо и излишек,
и нарочитый недостаток [могут быть] хвастливыми. А кто умеренно прибегают к
притворству и притворяются не в том, что слишком бросается в глаза, - те
кажутся обходительными. Правдивому, по-видимому, противоположен хвастун, ибо
он хуже притворы.

14 (VIII). Поскольку в жизни бывает отдых и тогда время проводят в
развлечениях, то и тут, видимо, существует известная пристойность в общении
(homilia tis emmeles): что и как следует говорить и соответственно
выслушивать. При этом будет важно различие: говорит ли человек в таких
случаях или слушает. Ясно между тем, что и в этом бывает излишек и
недостаток по сравнению с серединой. А значит, те, кто в смешном преступают
меру, считаются шутами и грубыми людьми, ибо они добиваются смешного любой
ценой и, скорее, стараются вызвать смех, чем сказать [нечто] изящное, не
заставив страдать того, над кем насмехаются.
А кто, не сказавши сам ничего смешного, отвергает тех, кто такое
говорит, считается неотесанным и скучным (skleros). Те же, кто развлекаются
пристойно, прозываются остроумными (eytrapeloi), т. е. людьми как бы
проворными (eytropoi), потому что такая подвижность, кажется, принадлежит
нраву, и, как о телах судят по движению, так и о нравах.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz