|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 137 |
Действительно, облагодетельствованный проявляет расположении
за то, что он получил, поступая [тем самым] правосудно; но, кто, желая
делать для кого-то доброе дело (eypragein), надеется через посредство этого
человека обеспечить себе достаток, похоже, не к другому расположен, а скорее
к самому себе, так же как не является другом ухаживающий за другим ради
какой-то пользы для себя.
Вообще говоря, расположение возникает благодаря добродетели и своего
рода доброте, когда один покажется другому прекрасным или мужественным или
[еще] каким-нибудь таким, как мы уже сказали применительно к участникам
состязаний.
6 (VI). Единомыслие (homonoia) тоже кажется [приметой] дружеского
отношения. Именно поэтому единомыслие не есть сходство мнений (homodoxia),
потому что последнее может быть даже у тех, кто друг друга не знает; но о
согласных между собою по какому-то вопросу не говорят, что у них
единомыслие, допустим, по вопросу о небесных [телах] (ибо "единомыслие" в
таких вещах не имеет отношения к дружбе), а говорят о единомыслии в
государствах, когда граждане согласны между собою (homognomonоsi)
относительно того, что им нужно, и отдают предпочтение (proairоntai) одним и
тем же вещам и делают (prattоsi) то, что приняли сообща.
Итак, единомыслием обладают в том, что касается поступков (ta prakta),
причем в том из этого, что значительно и может быть предоставлено той и
другой [стороне] или всем; например, государства обладают единомыслием,
когда все граждане считают, что должности начальников должны быть выборными,
или что с лакедемонянами надо заключать военный союз, или что [гражданам]
надлежит быть под началом Питтака, когда и сам он [этого] хотел. Но когда и
один и другой желают, чтобы было именно его [начало], как [братья] в
"Финикиянках", начинается смута, потому что не в том единомыслие, чтобы у
обеих сторон на уме было одно - безразлично, что именно, а в том, чтобы
имели в виду также одних и тех же лиц, как бывает, например, когда и народ,
и добрые граждане думают, что начальствовать следует лучшим, ведь так все
получают что хотят.
Единомыслие оказывается, таким образом, государственной дружбой; и мы
говорим о единомыслии именно в таком значении, ведь оно связано с вещами
нужными и затрагивающими весь образ жизни.
Такое единомыслие существует меж добрых людей, ибо они обладают
единомыслием как сами с собой, так и друг с другом, [стоя], так сказать, на
одном и том же (ведь у таких людей желания постоянны и не устремляются, как
Еврип, то в одну, то в другую сторону), да и желают они правосудного и
нужного и стремятся к этому сообща.
У дурных же, напротив, не может быть единомыслия, разве только самую
малость, так же как друзьями они могут быть [в очень малой степени], потому
что, когда речь идет о выгодах, их устремления своекорыстны, а когда о
трудах и общественных повинностях, они берут на себя поменьше; а желая этого
для самого себя, каждый следит за окружающими и мешает им, ибо, если не
соблюдать [долю участия], общее [дело] гибнет.
|
|