Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 155

Наше рассуждение будет, вероятно, лишь более
отчетливым, если повторить сказанное ранее.
Итак, мы сказали, что счастье - это не склад, [или состояние, души],
ибо тогда оно было бы и у того, кто проспал всю жизнь, кто живет, как
растение, или у того, кто претерпел величайшие несчастья. Если же и такое не
годится, то, скорее, счастье следует относить к деятельности, как и было
Сказано в предыдущих [рассуждениях], причем из деятельностей одни необходимы
и заслуживают избрания ради других, а вторые заслуживают его сами по себе,
то ясно, что счастье следует полагать одной из деятельностей, заслуживающих
избрания сами по себе, и не одной из тех, что существуют ради чего-то
другого; счастье ведь нужды ни в чем не имеет, но довлеет себе.
Сами же по себе заслуживают избрания те деятельности, в которых ничего
помимо [самой] деятельности не ищут. Именно такими считаются поступки
сообразно добродетели, ибо совершение прекрасных и добропорядочных
[поступков] относится к заслуживающему избрания ради себя самого.
Такими являются и развлечения, доставляющие удовольствия, потому что их
избирают не ради других [благ]: от них ведь, скорее, бывает вред, а не
польза, [ибо из-за них] не уделяют внимания своему телу и имуществу. К
такого рода времяпрепровождению прибегают большинство тех, кого почитают
счастливыми, и тираны потому высоко ставят остроумных при подобном
провождении времени; дело в том, что во всем, к чему бывает тяга у тиранов,
такие люди умеют сделать себя источником удовольствий, а в таких людях
тираны нуждаются.
Потому эти развлечения и считаются признаками счастья, что в них
проводят свой досуг государи; но подобные [счастливцы] не доказывают,
наверное, [что счастье - это развлечение], ведь от обладания властью
государя не зависят ни добродетель, ни ум, а именно они - источники
добропорядочных деятельностей; и если, не имея вкуса к удовольствию чистому
и достойному свободнорожденного, прибегают к удовольствиям телесным, то
из-за этого не следует думать, будто эти удовольствия предпочтительны; дети
ведь тоже уверены, что самое лучшее это то, что ценится между ними.
Так что вполне разумно, чтобы разные вещи казались ценными детям и
мужам, дурным и добрым. Вместе с тем, как говорилось уже неоднократно, и
ценным является и доставляет удовольствие [в собственном смысле слова] то,
что таково для добропорядочного, ибо для каждого наиболее предпочтительна
деятельность в соответствии с его собственным складом и для добропорядочного
тем самым такова деятельность, сообразная добродетели.
Следовательно, не в развлечениях заключается счастье, ведь это даже
нелепо, чтобы целью было развлечение и чтобы человек всю жизнь работал и
терпел беды ради развлечений (toy paidzein). Ведь, так сказать, ради другого
мы избираем все, за исключением счастья, ибо счастье и есть цель. А
добропорядочное усердие (spoydadzein) и труд ради развлечений кажутся
глупыми и уж слишком ребячливыми (paidikon); зато развлекаться для того,
чтобы усердствовать в добропорядочных [делах] (spoydadzei), - по Анахарсису,
это считается правильным, потому что развлечение напоминает отдых, а, не
будучи в состоянии трудиться непрерывно, люди нуждаются в отдыхе.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz