|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 55 |
Вот почему даже Фетида
не упоминает благодеяния, оказанного ею Зевсу, и лаконяне - благодеяний,
оказанных ими афинянам, но только те, что были оказаны им самим. Признак
величавого - не нуждаться [никогда и] ни в чем или крайне редко, но в то же
время охотно оказывать услуги.
Кроме того, с людьми высокопоставленными и удачливыми величавые
держатся величественно, а со средними - умеренно, ибо превосходство над
первыми трудно и производит впечатление, а над последними не составляет
труда; и если возноситься над первыми отнюдь не низко, то над людьми убогими
гадко (phortikon), так же как выказывать силу на немощных.
Величавый не гонится за тем, что почетно, и за тем, в чем первенствуют
другие; он празден и нетороплив, покуда речь не идет о великой чести или
[великом] деле; он деятелен (praktikos) в немногих, однако великих и славных
[делах].
Ненависть его и дружба необходимо должны быть явными (ведь и таиться, и
правде уделять меньше внимания, чем молве, свойственно робкому); и говорит,
и действует он явно (он свободен в речах, потому что презирает трусов, и он
правдив [всегда], за исключением притворства перед толпой).
Он не способен [приспосабливать свою] жизнь к иному человеку, за
исключением друга, ведь это рабская способность, недаром подхалимы [бывают]
из прислуги и убогие - подхалимы.
Его нелегко удивить, ибо ничто не [кажется] ему великим.
Он и не злопамятен: величавому вообще не свойственно кому-то что-то
припоминать, особенно когда [речь идет о причиненном ему] зле, скорее, ему
свойственно не замечать этого.
Он не обсуждает людей (anthropologos), ибо не станет говорить ни о
себе, ни о другом; право же, ему нет дела ни до похвал себе, ни до осуждения
других, и в свою очередь он скуп на похвалы. По той же причине он не
злословит даже о врагах, разве только когда, презирая их, хочет оскорбить.
Менее всего он склонен горевать и просить помощи в связи с
[повседневными] - необходимыми или малозначительными - делами, ибо так ведет
себя тот, кому они важны.
И тот, кто величав, склонен владеть прекрасными и невыгодными вещами, а
не выгодными и для чего-нибудь полезными, так как самодостаточному первое
более свойственно.
Принято считать, что в движениях величавый человек бывает неспешен,
голос у него глубокий, а речь уверенная, ибо не станет торопиться тот, кому
мало что важно, и повышать голос тот, кто ничего не признает великим; а
крикливость и поспешность от этого [ - от того, что все кажется важным и
значительным].
9. Таков, стало быть, величавый человек; [отклонения в сторону]
недостатка [дают] приниженного, в сторону избытка - спесивого. Но и этих
людей считают не злыми (kakoi) (так как они не делают зла), а заблудшими
(hemartemenoi). Ведь приниженный, будучи достоин блага, лишает самого себя
того, чего он достоин, и оттого, что он не считает себя достойным благ,
кажется, что он наделен неким пороком (kakon ti); и самого себя он не знает,
[иначе] он ведь стремился бы к тому, чего достоин, во всяком случае
[признавая] это благами.
|
|