|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 106 |
Этот человек и
является невоздержным {как} лучший, чем распущенный, и не безусловно дурной,
потому что самое лучшее, а именно принцип, в нем сохраняется. Другой,
противоположный этому, придерживается [верного суждения] и не приходит в
исступление, во всяком случае от страсти. Отсюда, наконец, ясно, что этот
последний склад [души] добропорядочный, а первый - дурной.
10 (IX). Является ли, таким образом, воздержным тот, кто придерживается
какого бы то ни было суждения и какого бы то ни было сознательного выбора,
или же тот, кто придерживается правильного выбора?
А также является ли невоздержным только тот, кто не придерживается
какого бы то ни было сознательного выбора и какого бы то ни было суждения,
или только тот, кто не придерживается неложного суждения и правильного
выбора? Таков поставленный ранее вопрос. Но может быть, только привходящим
образом человек придерживается любого выбора, а по сути (kath'hayto) один
придерживается, другой не придерживается только истинного суждения и
правильного выбора? Ведь если что-то определенное избирают или преследуют
ради чего-то определенного, то, по сути, преследуют и избирают "то, [ради
чего]"; а первое - привходящим образом. Понятие "по сути" означает для нас
"безусловно" (haplos). Итак, получается: хотя в каком-то смысле человек
придерживается мнения любого рода, так же как и отступает от него, но в
безусловном смысле [один придерживается, а другой отступает] от истинного
мнения.
Есть люди, которые крепко держатся своих взглядов, их зовут упрямыми
(iskhyrognomones), т. е. это такие, кого трудно убедить (dyspeistoi) и
нелегко заставить изменить убеждения (oyk eymetapeistoi). У них есть
какое-то сходство с воздержным, так же как у мота со щедрым и у смельчака с
отважным, но во многом они различны. Ведь воздержным будет не переменившийся
под влиянием страсти и влечения, хотя при известных обстоятельствах и он
поддается убеждению. А те, другие, не убеждаются рассуждением, поскольку
все-таки восприимчивы к влечениям и большинство ведомо удовольствиями.
Упрямы самоуверенные (idiognomones), неучи и неотесанные, причем
самоуверенные упрямы из-за удовольствия и страдания; действительно, они
радуются победе, когда не дадут себя переубедить, и страдают, когда их
[мнения] отводятся, наподобие поставленного на голосование. Этим они больше
похожи на невоздержных, чем на воздержных.
Есть и такие, кто не придерживается [своих собственных] мнений, но не
из-за невоздержности; таков, например, в Софокловом "Филоктете" Неоптолем:
пусть он из-за удовольствия не стал держаться [своего], но это удовольствие
прекрасно, ибо для Неоптолема прекрасно было говорить правду, а Одиссей
убедил его обманывать. Действительно, не всякий, кто совершает известный
поступок ради удовольствия, является распущенным, дурным или невоздержным,
но только тот, кто делает это ради некоторого постыдного [удовольствия].
|
|