|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 187 |
16 (XIV).
Разногласия бывают и в дружбах, основанных на превосходстве, потому что
обе стороны требуют большего; всякий раз, как это происходит, дружба
расторгается. Действительно, лучший уверен, что ему самому прилично иметь
больше, ибо добродетельному [должны] уделять больше; так же [рассуждает и
тот, кто] оказывает больше помощи, ведь говорят, что -бесполезному не
следует иметь равную [с другими долю] и что получается повинность[53], а не
дружба, если от дружбы будут получать не по стоимости [затраченных] трудов.
Они думают, что, как при имущественных взаимоотношениях больше получает тот,
кто сделал больший взнос, так должно быть и в дружбе. А нуждающийся и
занимающий более низкое положение считает наоборот: добродетельному другу,
моя, свойственно оказывать поддержку нуждающимся [друзьям], ибо говорят: в
чем польза быть другом добропорядочному человеку или государю, если не
будешь от этого ничего иметь?
Так что, похоже, требования обеих сторон правильны и каждому следует
уделять от дружбы большую [долю], однако не одного и того же, но обладающему
превосходством больше чести, а нуждающемуся -- прибыли, ибо для добродетели
и благодеяния честь -- это награда, а для нужды прибыль -- это поддержка.
Так же, очевидно, обстоят дела и в государственном устройстве, а именно не
оказываются почести тем, кто ив приносит обществу никакого блага;
действительно, общее [благо] дается тому, кто благодетельствует па общее
[благо], а почесть и есть такое сообща воздаваемое [благо]. Нельзя, в самом
деде, получать [от государства] одновременно и деньги, и почести, ибо никто
не потерпит обойденности во всем. Так что обойденному в деньгах уделяют
честь, а падкому на дары [54] -- деньги, ибо соответствие достоинству
создает справедливое равенство и, как было сказано, сохраняет дружбу, [или
дружественность].
Так должно происходить общение и у неравных, причем тот,- кому оказана
поддержка деньгами или в добродетели, должен в ответ выказывать почтение,
отвечая тем, чем может. В дружбе ведь ищут возможного, а не
[воздаяния точно] по достоинству[55], да и не во всех случаях это возможно,
как, например, в почестях богам и родителям, ибо никто, пожалуй, никогда не
воздаст им достойную честь, по, кто посильно (eis dynamin) чтит их,
считается добрым человеком.
Вероятно, поэтому считается, что сыну невозможно отречься от отца, а
отцу от сына [можно], ибо сын должен отдавать долг, но, что бы он ни сделал,
он по сделает того, что достойно полученного прежде [от отца], а значит, он
вечный должник. У тех же, кому должны, есть возможность отказаться [от
должника], и, следовательно, [она есть] у отца. Вместе с тем никто, пожалуй,
и, по-видимому, никогда не отступается [от сына], если он не чрезмерно
[погряз] в пороке; помимо естественной [родительской любви-] дружбы человеку
[свойственно] не отказываться от поддержки и услуг [сына].
|
|