Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 187





16 (XIV).


Разногласия бывают и в дружбах, основанных на превосходстве, потому что
обе стороны требуют большего; всякий раз, как это происходит, дружба
расторгается. Действительно, лучший уверен, что ему самому прилично иметь
больше, ибо добродетельному [должны] уделять больше; так же [рассуждает и
тот, кто] оказывает больше помощи, ведь говорят, что -бесполезному не
следует иметь равную [с другими долю] и что получается повинность[53], а не
дружба, если от дружбы будут получать не по стоимости [затраченных] трудов.
Они думают, что, как при имущественных взаимоотношениях больше получает тот,
кто сделал больший взнос, так должно быть и в дружбе. А нуждающийся и
занимающий более низкое положение считает наоборот: добродетельному другу,
моя, свойственно оказывать поддержку нуждающимся [друзьям], ибо говорят: в
чем польза быть другом добропорядочному человеку или государю, если не
будешь от этого ничего иметь?

Так что, похоже, требования обеих сторон правильны и каждому следует
уделять от дружбы большую [долю], однако не одного и того же, но обладающему
превосходством больше чести, а нуждающемуся -- прибыли, ибо для добродетели
и благодеяния честь -- это награда, а для нужды прибыль -- это поддержка.
Так же, очевидно, обстоят дела и в государственном устройстве, а именно не
оказываются почести тем, кто ив приносит обществу никакого блага;
действительно, общее [благо] дается тому, кто благодетельствует па общее
[благо], а почесть и есть такое сообща воздаваемое [благо]. Нельзя, в самом
деде, получать [от государства] одновременно и деньги, и почести, ибо никто
не потерпит обойденности во всем. Так что обойденному в деньгах уделяют
честь, а падкому на дары [54] -- деньги, ибо соответствие достоинству
создает справедливое равенство и, как было сказано, сохраняет дружбу, [или
дружественность].

Так должно происходить общение и у неравных, причем тот,- кому оказана
поддержка деньгами или в добродетели, должен в ответ выказывать почтение,
отвечая тем, чем может. В дружбе ведь ищут возможного, а не
[воздаяния точно] по достоинству[55], да и не во всех случаях это возможно,
как, например, в почестях богам и родителям, ибо никто, пожалуй, никогда не
воздаст им достойную честь, по, кто посильно (eis dynamin) чтит их,
считается добрым человеком.

Вероятно, поэтому считается, что сыну невозможно отречься от отца, а
отцу от сына [можно], ибо сын должен отдавать долг, но, что бы он ни сделал,
он по сделает того, что достойно полученного прежде [от отца], а значит, он
вечный должник. У тех же, кому должны, есть возможность отказаться [от
должника], и, следовательно, [она есть] у отца. Вместе с тем никто, пожалуй,
и, по-видимому, никогда не отступается [от сына], если он не чрезмерно
[погряз] в пороке; помимо естественной [родительской любви-] дружбы человеку
[свойственно] не отказываться от поддержки и услуг [сына].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz