|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 31 |
Можно принять сына за врага, как
Меропа, заостренное копье - за копье с шариком на конце или камень - за
пемзу. Можно также, дав питье, чтобы спасти, убить и, намереваясь обхватить
руками, как борцы, сбить с ног.
* Знаком +...+ помечаются фрагменты текста, восстановленные по смыслу.
Поскольку неведение может касаться всех обстоятельств, в которых
совершается поступок, кто не знает какое-либо из них, кажется, совершил
поступок невольно, особенно если он не знал самого главного, а самым главным
считается условие и цель его поступка. Кроме того, поступок, который из-за
неведения такого рода определяют как непроизвольный, должен заставить
страдать и раскаиваться.
3. Если непроизвольное совершается подневольно и по неведению, то
произвольное - это, по-видимому, то, источник чего - в самом деятеле, причем
знающем те частные обстоятельства, при которых поступок имеет место. Едва ли
правильно считать непроизвольным то, что совершается в ярости или по
влечению (ta dia thymon e epithymian). Во-первых, потому, что тогда ни одно
другое живое существо, ни даже ребенок не будет поступать произвольно, а
во-вторых, возникает сомнение: то ли один поступок по влечению и в ярости не
бывает произволен, то ли прекрасные поступки произвольны, а постыдные -
непроизвольны. Но разве это не смешно, коль причина у поступка одна? И
должно быть, нелепо утверждать, будто непроизвольны такие поступки, к
которым следует стремиться, ведь и гневаться на что-то следует и влечение к
чему-то испытывать, скажем к здоровью или ученью. Считается, что
непроизвольное приносит страдания, а совпадающее с влечением - удовольствия.
Какая, наконец, разница с точки зрения непроизвольности, по расчету (kata
logismon) или в порыве ярости (kata thymon) совершены проступки? Ведь, с
одной стороны, следует избегать и тех и других, а с другой - страсти, чуждые
[рас]суждения, не менее свойственны человеку, [нежели разумный расчет]. А
значит, поступки в порыве ярости и по влечению свойственны человеку, и
потому такие поступки нелепо считать непроизвольными.
4(II). Вслед за разграничением произвольного и непроизвольного идет
изложение вопроса о сознательном выборе (proairesis), [т. e. о
преднамеренности], ведь он самым тесным образом связан с добродетелью и еще
в большей мере, чем поступки, позволяет судить о нравах.
Кажется, впрочем, что сознательный выбор и есть произвольное, однако
[эти понятия] не тождественны, но [понятие] произвольного шире: к
произвольному при-частны и дети, и другие живые существа, а к сознательному
выбору - нет, и внезапные поступки произвольными мы называем, а сознательно
избранными - нет.
Вероятно, неправильно определяют сознательный выбор как влечение,
яростный порыв, желание или определенное мнение.
Во-первых, если влечение и яростный порыв - общее [свойство
рассуждающего и нерассуждающего], то выбор, напротив, ничему, что не
рассуждает (ta aloga), не свойствен.
|
|