Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 31

Можно принять сына за врага, как
Меропа, заостренное копье - за копье с шариком на конце или камень - за
пемзу. Можно также, дав питье, чтобы спасти, убить и, намереваясь обхватить
руками, как борцы, сбить с ног.

* Знаком +...+ помечаются фрагменты текста, восстановленные по смыслу.

Поскольку неведение может касаться всех обстоятельств, в которых
совершается поступок, кто не знает какое-либо из них, кажется, совершил
поступок невольно, особенно если он не знал самого главного, а самым главным
считается условие и цель его поступка. Кроме того, поступок, который из-за
неведения такого рода определяют как непроизвольный, должен заставить
страдать и раскаиваться.

3. Если непроизвольное совершается подневольно и по неведению, то
произвольное - это, по-видимому, то, источник чего - в самом деятеле, причем
знающем те частные обстоятельства, при которых поступок имеет место. Едва ли
правильно считать непроизвольным то, что совершается в ярости или по
влечению (ta dia thymon e epithymian). Во-первых, потому, что тогда ни одно
другое живое существо, ни даже ребенок не будет поступать произвольно, а
во-вторых, возникает сомнение: то ли один поступок по влечению и в ярости не
бывает произволен, то ли прекрасные поступки произвольны, а постыдные -
непроизвольны. Но разве это не смешно, коль причина у поступка одна? И
должно быть, нелепо утверждать, будто непроизвольны такие поступки, к
которым следует стремиться, ведь и гневаться на что-то следует и влечение к
чему-то испытывать, скажем к здоровью или ученью. Считается, что
непроизвольное приносит страдания, а совпадающее с влечением - удовольствия.
Какая, наконец, разница с точки зрения непроизвольности, по расчету (kata
logismon) или в порыве ярости (kata thymon) совершены проступки? Ведь, с
одной стороны, следует избегать и тех и других, а с другой - страсти, чуждые
[рас]суждения, не менее свойственны человеку, [нежели разумный расчет]. А
значит, поступки в порыве ярости и по влечению свойственны человеку, и
потому такие поступки нелепо считать непроизвольными.

4(II). Вслед за разграничением произвольного и непроизвольного идет
изложение вопроса о сознательном выборе (proairesis), [т. e. о
преднамеренности], ведь он самым тесным образом связан с добродетелью и еще
в большей мере, чем поступки, позволяет судить о нравах.
Кажется, впрочем, что сознательный выбор и есть произвольное, однако
[эти понятия] не тождественны, но [понятие] произвольного шире: к
произвольному при-частны и дети, и другие живые существа, а к сознательному
выбору - нет, и внезапные поступки произвольными мы называем, а сознательно
избранными - нет.
Вероятно, неправильно определяют сознательный выбор как влечение,
яростный порыв, желание или определенное мнение.
Во-первых, если влечение и яростный порыв - общее [свойство
рассуждающего и нерассуждающего], то выбор, напротив, ничему, что не
рассуждает (ta aloga), не свойствен.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz