|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 86 |
е. совершенство], искусства. Однако мы уверены,
что существуют некие мудрецы в общем смысле, а не в частном и ни в каком
другом, как Гомер говорит в "Маргите":
Боги не дали ему землекопа и пахаря мудрость,
Да и другой никакой.
Итак, ясно, что мудрость - это самая точная из наук. А значит, должно
быть так, что мудрец не только знает [следствия] из принципов, но и обладает
истинным [знанием самих] принципов (pen tas arkhas aletheyein).
Мудрость, следовательно, будет умом и наукой, словно бы заглавной
наукой о том, что всего ценнее. Было бы нелепо думать, будто либо наука о
государстве, либо рассудительность - самая важная [наука], поскольку человек
не есть высшее из всего в мире. Далее, если "здоровое" и "благое" для людей
и рыб различно, но "белое" и "прямое" всегда одно и то же, то и мудрым все
бы признали одно и то же, а "рассудительным" разное. Действительно,
рассудительным назовут того, кто отлично разбирается в том или ином деле,
{касающемся [его] самого}, и предоставят это на его усмотрение. Вот почему
даже иных зверей признают "рассудительными", а именно тех, у кого, видимо,
есть способность предчувствия того, что касается их собственного
существования. Так что ясно, что мудрость и искусство управлять государством
не будут тождественны, ибо если скажут, что [умение разбираться] в
собственной выгоде есть мудрость, то много окажется мудростей, потому что не
существует одного [умения] для [определения] блага всех живых существ
совокупно, но для каждого - свое, коль скоро и врачебное искусство тоже не
едино для всего существующего.
А если [сказать], что человек лучше [всех] прочих живых существ, то это
ничего не меняет, ибо даже человека много божественнее по природе другие
вещи, взять хотя бы наиболее зримое - [звезды], из которых состоит небо
(kosmos).
Из сказанного, таким образом, ясно, что мудрость - это и научное
знание, и постижение умом вещей по природе наиболее ценных. Вот почему
Анаксагора и Фалеса и им подобных признают мудрыми, а рассудительными нет,
так как видно, что своя собственная польза им неведома, и признают, что
знают они [предметы] совершенные, достойные удивления, сложные и
божественные, однако бесполезные, потому что человеческое благо они не
исследуют.
8. Рассудительность же связана с человеческими делами и с тем, о чем
можно принимать решение; мы утверждаем, что дело рассудительного - это,
прежде всего, разумно принимать решения (to ey boyleyesthai), а решения не
принимают ни о вещах, которым невозможно быть и такими и инакими, ни о тех,
что не имеют известной цели, причем эта цель есть благо, осуществимое в
поступке. А безусловно способный к разумным решениям (еуboylos) тот, кто
благодаря расчету (kata ton logismon) умеет добиться высшего из осуществимых
в поступках блага для человека.
И не только с общим имеет дело рассудительность, но ей следует быть
осведомленной в частных [вопросах], потому что она направлена на поступки, а
поступок связан с частными [обстоятельствами].
|
|