Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 86

е. совершенство], искусства. Однако мы уверены,
что существуют некие мудрецы в общем смысле, а не в частном и ни в каком
другом, как Гомер говорит в "Маргите":

Боги не дали ему землекопа и пахаря мудрость,
Да и другой никакой.

Итак, ясно, что мудрость - это самая точная из наук. А значит, должно
быть так, что мудрец не только знает [следствия] из принципов, но и обладает
истинным [знанием самих] принципов (pen tas arkhas aletheyein).
Мудрость, следовательно, будет умом и наукой, словно бы заглавной
наукой о том, что всего ценнее. Было бы нелепо думать, будто либо наука о
государстве, либо рассудительность - самая важная [наука], поскольку человек
не есть высшее из всего в мире. Далее, если "здоровое" и "благое" для людей
и рыб различно, но "белое" и "прямое" всегда одно и то же, то и мудрым все
бы признали одно и то же, а "рассудительным" разное. Действительно,
рассудительным назовут того, кто отлично разбирается в том или ином деле,
{касающемся [его] самого}, и предоставят это на его усмотрение. Вот почему
даже иных зверей признают "рассудительными", а именно тех, у кого, видимо,
есть способность предчувствия того, что касается их собственного
существования. Так что ясно, что мудрость и искусство управлять государством
не будут тождественны, ибо если скажут, что [умение разбираться] в
собственной выгоде есть мудрость, то много окажется мудростей, потому что не
существует одного [умения] для [определения] блага всех живых существ
совокупно, но для каждого - свое, коль скоро и врачебное искусство тоже не
едино для всего существующего.
А если [сказать], что человек лучше [всех] прочих живых существ, то это
ничего не меняет, ибо даже человека много божественнее по природе другие
вещи, взять хотя бы наиболее зримое - [звезды], из которых состоит небо
(kosmos).
Из сказанного, таким образом, ясно, что мудрость - это и научное
знание, и постижение умом вещей по природе наиболее ценных. Вот почему
Анаксагора и Фалеса и им подобных признают мудрыми, а рассудительными нет,
так как видно, что своя собственная польза им неведома, и признают, что
знают они [предметы] совершенные, достойные удивления, сложные и
божественные, однако бесполезные, потому что человеческое благо они не
исследуют.

8. Рассудительность же связана с человеческими делами и с тем, о чем
можно принимать решение; мы утверждаем, что дело рассудительного - это,
прежде всего, разумно принимать решения (to ey boyleyesthai), а решения не
принимают ни о вещах, которым невозможно быть и такими и инакими, ни о тех,
что не имеют известной цели, причем эта цель есть благо, осуществимое в
поступке. А безусловно способный к разумным решениям (еуboylos) тот, кто
благодаря расчету (kata ton logismon) умеет добиться высшего из осуществимых
в поступках блага для человека.
И не только с общим имеет дело рассудительность, но ей следует быть
осведомленной в частных [вопросах], потому что она направлена на поступки, а
поступок связан с частными [обстоятельствами].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz