|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 133 |
Таким
образом, как уже не раз было сказано, суждения о страстях и поступках
обладают такой же [и не большей] определенностью, как и то, к чему относятся
эти [суждения].
Совершенно ясно, таким образом, что не всем следует воздавать одинаково
и даже отцу не все [причитается], подобно тому как не все жертвы приносят
Зевсу. А поскольку разное [причитается] родителям, братьям, товарищам и
благодетелям, то и уделять каждому следует свойственное ему и подобающее.
Так, видимо, и делают. Ведь на свадьбу зовут родственников, ибо у них общий
род, а совершаемые действия имеют отношение [к роду]; по той же причине и на
похороны, как принято считать, прежде всего надо приглашать родственников.
Если же говорить о пропитании, то тут в первую очередь, видимо, следует
оказывать поддержку родителям, поскольку мы их должники, а кроме того,
оказывать ее виновникам [самого нашего] существования прекраснее, чем самим
себе; и почет родителям [положен], словно богам, но не всякий;
действительно, отцу [положен] не такой же почет, как матери, и равным
образом не такой, [что положен] мудрецу или военачальнику, но отцу оказывают
отцовы почести и соответственно матери, и любому, кто старше, соответственно
его возрасту оказывают почет, вставая ему навстречу, укладывая его и так
далее; в отношении же товарищей, а равным образом и братьев, напротив,
свобода речи (parrhesia) и равенство (keinotes) во всем. Нужно всегда
стараться уделять и родственникам, и членам своей филы, и согражданам, и
всем остальным, что им подходит, и сопоставлять принадлежащее каждому из них
с родством, добродетелью или полезностью. Если речь идет о людях сходного
происхождения, сопоставить это сравнительно просто; более трудоемкое дело,
когда они разны. Отступать из-за этого тем не менее не следует, но надо так
провести разграничение, как это окажется возможным.
3(III). Труден и вопрос о том, расторгать или нет дружеские связи с
теми, кто не остаются прежними. Может быть, нет ничего странного в
расторжении дружбы с теми, кто нам друзья из соображений пользы или
удовольствия, когда ни того, ни другого в них уже не [находят]? Друзьями-то
были тем [выгодам и удовольствиям], а когда они исчерпались, вполне разумно
не питать дружбы. Однако будет подан повод к жалобе, если, любя за пользу
или удовольствие, делали вид, что за нрав. Именно это мы уже сказали в
начале: большинство разногласий возникает между друзьями тогда, когда они
являются друзьями не в том смысле, в каком думают. Поэтому всякий раз, как
человек обманулся и предположил, что к нему питают дружбу за его нрав, в то
время как другой ничего подобного не делает, пусть он винит самого себя; но
всякий раз, когда он введен в заблуждение притворством другого, он вправе
жаловаться на введшего в заблуждение, причем даже больше, чем на
фальшивомонетчика, настолько, насколько ценнее [предмет], на который
обращено коварство.
|
|