Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 133

Таким
образом, как уже не раз было сказано, суждения о страстях и поступках
обладают такой же [и не большей] определенностью, как и то, к чему относятся
эти [суждения].
Совершенно ясно, таким образом, что не всем следует воздавать одинаково
и даже отцу не все [причитается], подобно тому как не все жертвы приносят
Зевсу. А поскольку разное [причитается] родителям, братьям, товарищам и
благодетелям, то и уделять каждому следует свойственное ему и подобающее.
Так, видимо, и делают. Ведь на свадьбу зовут родственников, ибо у них общий
род, а совершаемые действия имеют отношение [к роду]; по той же причине и на
похороны, как принято считать, прежде всего надо приглашать родственников.
Если же говорить о пропитании, то тут в первую очередь, видимо, следует
оказывать поддержку родителям, поскольку мы их должники, а кроме того,
оказывать ее виновникам [самого нашего] существования прекраснее, чем самим
себе; и почет родителям [положен], словно богам, но не всякий;
действительно, отцу [положен] не такой же почет, как матери, и равным
образом не такой, [что положен] мудрецу или военачальнику, но отцу оказывают
отцовы почести и соответственно матери, и любому, кто старше, соответственно
его возрасту оказывают почет, вставая ему навстречу, укладывая его и так
далее; в отношении же товарищей, а равным образом и братьев, напротив,
свобода речи (parrhesia) и равенство (keinotes) во всем. Нужно всегда
стараться уделять и родственникам, и членам своей филы, и согражданам, и
всем остальным, что им подходит, и сопоставлять принадлежащее каждому из них
с родством, добродетелью или полезностью. Если речь идет о людях сходного
происхождения, сопоставить это сравнительно просто; более трудоемкое дело,
когда они разны. Отступать из-за этого тем не менее не следует, но надо так
провести разграничение, как это окажется возможным.

3(III). Труден и вопрос о том, расторгать или нет дружеские связи с
теми, кто не остаются прежними. Может быть, нет ничего странного в
расторжении дружбы с теми, кто нам друзья из соображений пользы или
удовольствия, когда ни того, ни другого в них уже не [находят]? Друзьями-то
были тем [выгодам и удовольствиям], а когда они исчерпались, вполне разумно
не питать дружбы. Однако будет подан повод к жалобе, если, любя за пользу
или удовольствие, делали вид, что за нрав. Именно это мы уже сказали в
начале: большинство разногласий возникает между друзьями тогда, когда они
являются друзьями не в том смысле, в каком думают. Поэтому всякий раз, как
человек обманулся и предположил, что к нему питают дружбу за его нрав, в то
время как другой ничего подобного не делает, пусть он винит самого себя; но
всякий раз, когда он введен в заблуждение притворством другого, он вправе
жаловаться на введшего в заблуждение, причем даже больше, чем на
фальшивомонетчика, настолько, насколько ценнее [предмет], на который
обращено коварство.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz