Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 14

Будем считать, что с этим мы несколько
разобрались.
(XI). Чтобы превратности судьбы потомков и всех вообще близких ничуть
не влияли бы на счастье - такое представляется чересчур жестоким (aphilos) и
противоречащим [общепринятым] мнениям. При обилии различных случайностей,
одни из которых имеют большее влияние, а другие - меньшее, выделять каждый
отдельный случай, по-видимому, очень долгое [дело], предела не имеющее;
между тем общего определения и в общих чертах, пожалуй, будет достаточно.
Итак, среди неудач одного и того же человека одни имеют в его жизни
известный вес и влияние, а другие кажутся довольно легкими; если это верно,
то точно так обстоит дело и с неудачами, касающимися всех близких; и,
конечно же, для каждого переживания (pathos): кого оно затрагивает - живых
или умерших - значит даже больше, чем для преступлений и ужасов,
предшествуют ли они трагедии или совершаются [перед зрителями]. Так что
необходимо учесть и эту разницу и в еще большей мере сомнение: причастны ли
умершие к какому бы то ни было благу или противоположным ему [вещам]? Если
даже что-то достигает их, будь то благо или его противоположность, из этих
[наших рассуждений следует], что, взятое безотносительно или по отношению к
умершим, это "что-то" бледно и незначительно, и если нет - все равно
величина и свойство этого таковы, что не могут ни превратить в счастливых не
счастливых, ни [счастливых] лишить блаженства.
Итак, благополучие близких, так же как и неблагополучие, по-видимому,
как-то влияет на умерших, но это [влияние] такого свойства и такой степени,
что не может ни сделать счастливых несчастливыми, ни оказать иное подобное
[воздействие].

12 (XII). Покончив с этим разбором, обратимся к [следующему] вопросу о
счастье: относится ли оно к вещам, заслуживающим похвалы, или, скорее, к
тому, что ценится? Ясно ведь, что к возможностям оно, во всяком случае, не
относится. Между тем все заслуживающее похвалы, очевидно, заслуживает ее за
известное качество и определенное отношение к чему-либо; мы ведь хвалим
правосудного и мужественного и вообще добродетельного и добродетель за дела
и поступки, а сильного и быстроногого и всякого такого - за известное
природное качество и известное отношение к чему-то благому и
доброкачественному. Это ясно и на примере похвал богам; боги ведь кажутся
смешными, если их соотносят с нами, а это происходит потому, что, как мы уже
сказали, похвала предполагает соотнесение.
Но если похвала связана с такими вещами, тогда ясно, что наилучшим
вещам пристала не похвала, но нечто большее и лучшее, как мы то и видим,
ведь богов, а из мужей самых божественных мы считаем блаженными и
счастливыми, [но не достойными похвал]. Точно так же и с благами. Никто ведь
не хвалит счастье так, как правосудие, но, видя в нем нечто более
божественное и лучшее, почитают его блаженством.
Видимо, и Евдокс удачно защищал притязания удовольствия на высшую
награду.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz