Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 18


Далее, всякая добродетель и возникает и уничтожается, так же как
искусство, из одного и того же и благодаря одному и тому же. Играя на
кифаре, становятся и добрыми (agathoi) и худыми (kakoi) кифаристами, и
соответственно - (добрыми и худыми] зодчими и всеми другими мастерами, ибо,
хорошо строя дома, станут добрыми зодчими, а строя худо - худыми. Будь это
не так, не было бы нужды в обучении, а все так бы и рождались добрыми или
худыми (мастерами].
Так обстоит дело и с добродетелями, ведь, совершая поступки при
взаимном обмене между людьми (prattontes ta en tois synallagmasi), одни из
нас становятся людьми правосудными, а другие неправосудными; совершая же
поступки среди опасностей и приучаясь к страху или к отваге, одни становятся
мужественными, а другие - трусливыми. То же относится и к влечению, и к
гневу: одни становятся благоразумными и ровными, другие - распущенными и
гневливыми, потому что ведут себя по-разному. Короче говоря, [повторение]
одинаковых поступков порождает [соответствующие нравственные] устои
(hexeis).
Потому-то нужно определить качества деятельностей: в соответствии с их
различиями различаются и устои. Так что вовсе не мало, а очень много,
пожалуй даже все, зависит от того, к чему именно приучаться с самого
детства.

2(II). Итак, поскольку нынешние [наши] занятия не [ставят себе), как
другие, цель [только] созерцания (мы ведь проводим исследование не затем,
чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от
этой [науки] не было бы никакого проку), постольку необходимо внимательно
рассмотреть то, что относится к поступкам, а именно как следует поступать.
Ведь мы уже сказали: от того, как мы поступаем, зависит, какими быть складам
[души, или устоям].
Итак, поступать согласно верному суждению (kata ton orthon logon) - это
общее правило, и мы примем его за основу, а поговорим о нем позже, как и о
том, что такое верное суждение и как оно соотносится с другими
добродетелями.
Впрочем, условимся заранее, что давать любое [определение] поступкам
лучше в общих чертах и не точно, согласно сказанному вначале, что [точность]
определений необходимо соразмерять с предметом. А ведь во всем, что связано
с поступками, их пользой [и вредом], нет ничего раз и навсегда
установленного, так же как и [в вопросах) здоровья. Если таково определение
общего, то еще более неточны определения частного. Ведь частные случаи не
может предусмотреть ни одно искусство и известные приемы [ремесла);
напротив, те, кто совершает поступки, всегда должны сами иметь в виду их
уместность и своевременность, так же как это требуется от искусства врача
или кормчего.
И все же, хотя это так, надо попытаться помочь делу. Прежде всего нужно
уяснить себе, что добродетели по своей природе таковы, что недостаток
(endeia) и избыток (hyperbole) их губят, так же как мы это видим на примере
телесной силы и здоровья (ведь для неочевидного нужно пользоваться
очевидными примерами).



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz