|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 138 |
Таким образом происходит у
них смута: друг друга они принуждают делать правосудное, а сами не желают.
7 (VII). Принято считать, что благодетели больше питают дружбу к
облагодетельствованным, нежели принявшие благодеяние - к оказавшим его, и
это, как противное смыслу, вызывает вопросы. Почти всем при этом кажется,
что одни - должники, а другие - заимодавцы, и, значит, подобно тому как при
займах должники желают, чтобы не было тех, кому они должны, а заимодавцы
даже внимательны к безопасности должников, - подобно этому и оказавшие
благодеяние желают, чтобы принявшие его были [целы], так как надеются
впоследствии получить от них благодарность, но для облагодетельствованных
воздаяние не есть предмет внимания и тревоги. Эпихарм сказал бы, наверное,
что они так говорят, "глядя с подлой стороны", однако на человеческую
[природу] это похоже, ибо у большинства людей короткая память и получать
благодеяния их тянет больше, чем оказывать.
Быть может, однако, причина более естественная и не имеет ничего общего
с тем, что движет заимодавцем; действительно, [у заимодавца] нет чувства
дружеской привязанности, но [только] желание, чтобы [должник] ради получения
[с него долга] был цел и невредим; сделавшие доброе дело, напротив, питают
дружбу и любовь к тем, для кого это сделали, даже если те ни теперь не
приносят им пользы, ни в будущем не принесут. Именно так бывает и у
мастеров: в самом деле, всякий любит собственное творение (ergon) больше,
чем оно, оживши, полюбило бы его; и наверное, в первую очередь так бывает с
поэтами, потому что они обожают (hyperagapоsi) собственные сочинения, словно
своих детей.
Вот на такое и походят [чувства] благодетелей, ведь полученное другим
благодеяние и есть их творение, а его любят больше, чем творение своего
создателя. Причина в том, что для всех бытие (to einai) - это предмет
избрания и приязни (haireton kai phileton), а бытию мы причастны (esmen) в
деятельности (т. е. живя и совершая поступки), и с точки зрения деятельности
(energeiai) создатель - это в известном смысле его творение (ergon), так что
[творцы] любят свое творение по той же причине, что и свое бытие. И это
естественно, ибо что человек есть в возможности (dynainei), его творение
являет в действительности (energeiai).
Вместе с тем если для благодетеля связанное с его поступком прекрасно и
поэтому радует его в том, в ком [сказывается], то для того, кому оказано
благодеяние, в оказавшем его нет ничего прекрасного, разве только полезное,
а в этом меньше удовольствия и основания для дружеской приязни.
Удовольствие доставляют: деятельность в настоящем, надежда на будущее и
память о прошлом; самое большое удовольствие доставляет то, что связано с
деятельностью, и соответственно это вызывает чувство дружбы. И вот, если для
создателя [его] творение остается неизменным (ибо прекрасное живет долго),
то польза для получателя скоропреходяща. К тому же память о прекрасных делах
доставляет удовольствие, а память о полученной пользе либо совсем нет, либо
меньше.
|
|