Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 138

Таким образом происходит у
них смута: друг друга они принуждают делать правосудное, а сами не желают.

7 (VII). Принято считать, что благодетели больше питают дружбу к
облагодетельствованным, нежели принявшие благодеяние - к оказавшим его, и
это, как противное смыслу, вызывает вопросы. Почти всем при этом кажется,
что одни - должники, а другие - заимодавцы, и, значит, подобно тому как при
займах должники желают, чтобы не было тех, кому они должны, а заимодавцы
даже внимательны к безопасности должников, - подобно этому и оказавшие
благодеяние желают, чтобы принявшие его были [целы], так как надеются
впоследствии получить от них благодарность, но для облагодетельствованных
воздаяние не есть предмет внимания и тревоги. Эпихарм сказал бы, наверное,
что они так говорят, "глядя с подлой стороны", однако на человеческую
[природу] это похоже, ибо у большинства людей короткая память и получать
благодеяния их тянет больше, чем оказывать.
Быть может, однако, причина более естественная и не имеет ничего общего
с тем, что движет заимодавцем; действительно, [у заимодавца] нет чувства
дружеской привязанности, но [только] желание, чтобы [должник] ради получения
[с него долга] был цел и невредим; сделавшие доброе дело, напротив, питают
дружбу и любовь к тем, для кого это сделали, даже если те ни теперь не
приносят им пользы, ни в будущем не принесут. Именно так бывает и у
мастеров: в самом деле, всякий любит собственное творение (ergon) больше,
чем оно, оживши, полюбило бы его; и наверное, в первую очередь так бывает с
поэтами, потому что они обожают (hyperagapоsi) собственные сочинения, словно
своих детей.
Вот на такое и походят [чувства] благодетелей, ведь полученное другим
благодеяние и есть их творение, а его любят больше, чем творение своего
создателя. Причина в том, что для всех бытие (to einai) - это предмет
избрания и приязни (haireton kai phileton), а бытию мы причастны (esmen) в
деятельности (т. е. живя и совершая поступки), и с точки зрения деятельности
(energeiai) создатель - это в известном смысле его творение (ergon), так что
[творцы] любят свое творение по той же причине, что и свое бытие. И это
естественно, ибо что человек есть в возможности (dynainei), его творение
являет в действительности (energeiai).
Вместе с тем если для благодетеля связанное с его поступком прекрасно и
поэтому радует его в том, в ком [сказывается], то для того, кому оказано
благодеяние, в оказавшем его нет ничего прекрасного, разве только полезное,
а в этом меньше удовольствия и основания для дружеской приязни.
Удовольствие доставляют: деятельность в настоящем, надежда на будущее и
память о прошлом; самое большое удовольствие доставляет то, что связано с
деятельностью, и соответственно это вызывает чувство дружбы. И вот, если для
создателя [его] творение остается неизменным (ибо прекрасное живет долго),
то польза для получателя скоропреходяща. К тому же память о прекрасных делах
доставляет удовольствие, а память о полученной пользе либо совсем нет, либо
меньше.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz