Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 61

Но поскольку
смешное встречается повсюду и большинство людей рады развлечениям и
насмешкам больше, чем следует, то и прозывают шутов остроумными, как будто
они обходительны; однако из сказанного выше ясно, что они отличаются от
остроумных, и притом значительно.
Срединному душевному складу свойственна любезность (epidexiotes), а кто
умеет быть любезным (epidexios), тому свойственно высказывать и выслушивать
[лишь] то, что подобает доброму и свободнорожденному человеку.
Действительно, есть нечто такое, что подобному человеку в качестве
развлечения прилично и говорить, и выслушивать, а развлечения
свободнорожденного отличаются от развлечении скота так же, как развлечения
воспитанного и невежи. [Разницу эту] можно увидеть [на примере] старых и
новых комедий: в первых смешным было срамословие, а в последних - скорее
намеки. С точки зрения изящества это различие существенно. По чему же тогда
надо определять умелого насмешника? по речам ли не неприличным для
свободнорожденного? или по тому, что он не заставляет страдать слушающего
[насмешки]? или по тому, что даже веселит его? или это все-таки
неопределенно? Ведь как ненависть, так и удовольствие у одного вызываются
одним, у другого - другим. Соответственно будут и слушать, ведь считается,
что, какие насмешки не стесняются выслушивать, такие и сами говорят. Но не
всякие насмешки, ибо насмешка - это своего рода поношение, а [если] иные
поношения запрещаются законодателями, то следовало бы, вероятно, запретить
также [иные] насмешки.
Человек же обходительный и свободнорожденный будет вести себя так,
словно он сам себе закон. Таков, стало быть, кто держится середины, любезным
ли его называть или остроумным. А шут подчинен смешному, и, если выйдет
потеха, он не пощадит ни себя, ни других, говоря такое, из чего
обходительный человек ни одного слова не скажет, а иного не сможет и
выслушать.
Что до неотесанного, то для такого общения он непригоден, ибо, ни в чем
ему не способствуя, он всем недоволен.
Принято считать, что отдых и развлечение необходимы в жизни. А значит,
в жизни возможны три названных [выше вида] обладания серединой, и все они
связаны с взаимоотношениями посредством речей и поступков. Отличие же в том,
что один [вид] связан с правдой, а [два] других - с удовольствием. Что же до
связанных с удовольствием, то один [вид] соотносится с развлечениями, другой
- с общением во [всей] остальной жизни.

15 (IX). О стыде не приличествует говорить как о некоей добродетели,
потому что он больше напоминает страсть, нежели склад [души]. Во всяком
случае, его определяют как своего рода страх дурной славы, и он доходит
почти до такой силы, как страх перед ужасным; от стыда краснеют, а от страха
смерти бледнеют. Значит, и то и другое в каком-то смысле явления телесные, а
это считается свойственным, скорее, страсти, нежели [душевному] складу.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz