Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 84


Всякое искусство имеет дело с возникновением, и быть искусным значит
разуметь (theorein), как возникает нечто из вещей, могущих быть и не быть и
чье начало в творце, а не в творимом. Искусство ведь не относится ни к тому,
что существует или возникает с необходимостью, ни к тому, что существует или
возникает естественно, ибо [все] это имеет начало [своего существования и
возникновения] в себе самом. А поскольку творчество и поступки - вещи
разные, искусство с необходимостью относится к творчеству, а не к поступкам.
Случай и искусство, между тем, в каком-то смысле имеют дело с одним и тем
же; по слову Агафона:

Искусству случай мил, искусство - случаю.

Таким образом, как уже было сказано, искусство (и искусность] - это
некий причастный истинному суждению склад [души], предполагающий творчество,
а неискусность в противоположность ему есть склад [души], предполагающий
творчество, но причастный ложному суждению, причем [и то и другое] имеет
дело с вещами, которые могут быть и такими и инакими.

5(V). О рассудительности (phronesis) мы тогда составим понятие, когда
уразумеем, кого мы называем рассудительными. Рассудительным кажется тот, кто
способен принимать верные решения в связи с благом и пользой для него
самого, однако не в частностях - например, что [полезно] для здоровья, для
крепости тела, - но в целом: какие [вещи являются благами] для хорошей
жизни. Подтверждается это тем, что мы говорим о рассудительных в каком-то
отношении, когда люди сумели хорошо рассчитать, что нужно для достижения
известной добропорядочной цели, [для достижения которой] не существует
искусства Следовательно, кто способен принимать [разумные] решения, тот и
рассудителен в общем смысле слова. Между тем никто не принимает решений ни о
том, что он может быть иным, ни о том, что ему невозможно осуществить.
Следовательно, коль скоро наука связана с доказательством, а для того, чьи
принципы могут быть и такими и инакими, доказательство невозможно (ибо все
может быть и иначе) и, наконец, невозможно принимать решения о существующем
с необходимостью, то рассудительность не будет ни наукой, ни искусством:
наукой не будет, потому что поступать можно и так и иначе, а искусством не
будет, потому что поступок и творчество различаются по роду. А значит, ей
остается быть истинным причастным суждению складом [души], предполагающим
поступки, касающиеся блага и для человека. Цель творчества отлична от него
[самого], а цель поступка, видимо, нет, ибо здесь целью является само
благо-получение в поступке. Оттого мы и считаем рассудительным Перикла и ему
подобных, что они способны разуметь, в чем их собственное благо и в чем
благо человека, такие качества мы приписываем тем, что управляет хозяйством
или государством.
Вот оттого мы зовем и благоразумие его именем, что полагаем его
блюстителем рассудительности, а блюдет оно такое представление [о
собственном и человеческом благе].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz