Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 24

И подобно тому как не существует избытка благоразумия
и мужества, потому что середина здесь - это как бы вершина, так и [в
названных выше пороках] невозможно ни обладание серединой, ни избыток, ни
недостаток, но, коль скоро так поступают, совершают проступок. Ведь, вообще
говоря, невозможно ни обладание серединой в избытке и недостатке, ни избыток
и недостаток в обладании серединой.

7(VII). Нужно не только дать общее определение [добродетели], но и
согласовать его с каждым [ее] частным [проявлением]. Действительно, в том,
что касается поступков, общие определения слишком широки, частные же ближе к
истине, ибо поступки - это все частные случаи и [определения] должны
согласовываться с ними. Теперь это нужно представить на следующей таблице.
Итак, мужество (andreia) - это обладание серединой между страхом
(phobos) и отвагой (tharrhe); названия для тех, у кого избыток бесстрашия
(aphobia), нет (как и вообще многое не имеет имени), а кто излишне отважен -
смельчак (thrasys), и кто излишне страшится и недостаточно отважен - трус
(deilos).
В связи с удовольствиями (hedonai) и страданиями (lypai) (страдания
имеются в виду не все, в меньшей степени и {не в том же смысле}, [что
удовольствия]) обладание серединой - это благоразумие (sophrosyne), а
избыток - распущенность (akolasia). Люди, которым бы недоставало
[чувствительности] к удовольствиям, вряд ли существуют, именно поэтому для
них не нашлось названия, так что пусть они будут "бесчувственные"
(anaisthetoi).
Что касается даяния (dosis) имущества и его приобретения (lepsis), то
обладание в этом серединой - щедрость (eleytheriotes), а избыток и
недостаток - мотовство (asotia) и скупость (aneleytheria). Те, у кого
избыток, и те, у кого недостаток, поступают при [даянии и приобретении]
противоположным образом. В самом деле, мот избыточно расточает и
недостаточно приобретает, а у скупого избыток в приобретении и недостаток в
расточении. Конечно, сейчас мы даем определения в общем виде и в основных
чертах, и этим здесь удовлетворяемся, а впоследствии мы дадим [всему] этому
более точные определения.
С отношением к имуществу связаны и другие наклонности (diatheseis).
Обладание серединой здесь - великолепие (megaloprepeia) (великолепный ведь
не то же, что щедрый: первый проявляет себя в великом, второй - в малом), а
избыток здесь - безвкусная пышность (apeirokalia kai banavsia) и недостаток
- мелочность (mikroprepeia). Эти [виды порока] отличаются от тех, что
соотносятся со щедростью, а чем именно, будет сказано ниже.
В отношении к чести (time) и бесчестию (atimia) обладание серединой -
это величавость (megalopsykhia) избыток именуется, может быть, спесью
(khaunotes), а недостаток - приниженностью (mikiopsykhia).
В каком отношении по нашему суждению щедрость, отличаясь тем, что имеет
дело с незначительными вещами, находится к великолепию, в таком же отношении
некая другая наклонность находится к величию души, так как величие души
связано с великой честью, а эта наклонность - с небольшой.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz