|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 24 |
И подобно тому как не существует избытка благоразумия
и мужества, потому что середина здесь - это как бы вершина, так и [в
названных выше пороках] невозможно ни обладание серединой, ни избыток, ни
недостаток, но, коль скоро так поступают, совершают проступок. Ведь, вообще
говоря, невозможно ни обладание серединой в избытке и недостатке, ни избыток
и недостаток в обладании серединой.
7(VII). Нужно не только дать общее определение [добродетели], но и
согласовать его с каждым [ее] частным [проявлением]. Действительно, в том,
что касается поступков, общие определения слишком широки, частные же ближе к
истине, ибо поступки - это все частные случаи и [определения] должны
согласовываться с ними. Теперь это нужно представить на следующей таблице.
Итак, мужество (andreia) - это обладание серединой между страхом
(phobos) и отвагой (tharrhe); названия для тех, у кого избыток бесстрашия
(aphobia), нет (как и вообще многое не имеет имени), а кто излишне отважен -
смельчак (thrasys), и кто излишне страшится и недостаточно отважен - трус
(deilos).
В связи с удовольствиями (hedonai) и страданиями (lypai) (страдания
имеются в виду не все, в меньшей степени и {не в том же смысле}, [что
удовольствия]) обладание серединой - это благоразумие (sophrosyne), а
избыток - распущенность (akolasia). Люди, которым бы недоставало
[чувствительности] к удовольствиям, вряд ли существуют, именно поэтому для
них не нашлось названия, так что пусть они будут "бесчувственные"
(anaisthetoi).
Что касается даяния (dosis) имущества и его приобретения (lepsis), то
обладание в этом серединой - щедрость (eleytheriotes), а избыток и
недостаток - мотовство (asotia) и скупость (aneleytheria). Те, у кого
избыток, и те, у кого недостаток, поступают при [даянии и приобретении]
противоположным образом. В самом деле, мот избыточно расточает и
недостаточно приобретает, а у скупого избыток в приобретении и недостаток в
расточении. Конечно, сейчас мы даем определения в общем виде и в основных
чертах, и этим здесь удовлетворяемся, а впоследствии мы дадим [всему] этому
более точные определения.
С отношением к имуществу связаны и другие наклонности (diatheseis).
Обладание серединой здесь - великолепие (megaloprepeia) (великолепный ведь
не то же, что щедрый: первый проявляет себя в великом, второй - в малом), а
избыток здесь - безвкусная пышность (apeirokalia kai banavsia) и недостаток
- мелочность (mikroprepeia). Эти [виды порока] отличаются от тех, что
соотносятся со щедростью, а чем именно, будет сказано ниже.
В отношении к чести (time) и бесчестию (atimia) обладание серединой -
это величавость (megalopsykhia) избыток именуется, может быть, спесью
(khaunotes), а недостаток - приниженностью (mikiopsykhia).
В каком отношении по нашему суждению щедрость, отличаясь тем, что имеет
дело с незначительными вещами, находится к великолепию, в таком же отношении
некая другая наклонность находится к величию души, так как величие души
связано с великой честью, а эта наклонность - с небольшой.
|
|