Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 12



11 (X). Может быть, тогда вообще никого не следует считать счастливым,
покуда он жив, а нужно, по Солону, "взирать на конец"? Если в самом деле
признать такое, то не будет ли человек счастлив лишь тогда, когда умер? Или
это все-таки нелепо во всех отношениях, а особенно для нас, коль скоро мы
определяем счастье как некую деятельность? Если же мы не называем умершего
счастливым и Солон имел в виду не это, а то, что без ошибки признать
человека блаженным можно, лишь когда он уже вне зол и несчастий, то и в этом
случае [рассуждение будет] несколько спорным.
Ведь принято считать, что для умершего существует некое зло и благо,
коль скоро это так для живого, когда он ничего не чувствует; это, например,
честь и бесчестье, а также благополучие и несчастья детей и вообще потомков.
Но и это ставит трудный вопрос. Действительно, можно допустить, что у
человека, прожившего в блаженстве до старости и соответственно
скончавшегося, происходят многочисленные перемены, связанные с его
потомками, причем одни из потомков добродетельные и добились достойной
жизни, а у других все наоборот. Ясно также, что потомки могут быть в самых
разных степенях родстве с предками. Однако было бы, разумеется, нелепо, если
бы умерший переживал перемены вместе с потомками и становился то счастливым,
то снова злосчастным, но нелепо также допустить, что [удел] потомков ни в
чем и ни на каком отрезке времени не оказывает влияния на предков.
Надо, однако, вернуться к поставленному ранее вопросу: может быть, с
его помощью будет уяснен (theoretheie) и вопрос, исследуемый теперь. В самом
деле, если нужно "взирать на конец" и тогда только причислять того или иного
человека к блаженным, причем не как блаженного ныне, но потому, что он был
блаженным прежде, то как избежать нелепости: о человеке, когда он счаспвц,
утверждать это в соответствии с его состоянием не будет истиной только
потому, что живых не хотят признать счастливыми из-за (возможных] перемен и
потому, что под счастьем понимают нечто постоянное и ни в коем случае не
подверженное переменам, между тем как судьбы одних и тех же [людей]
принимают разный оборот? Ясно ведь, что, если следовать за превратностями
судьбы, тогда одного и того же человека мы будем называть то счастливым, то
снова злосчастным, представляя счастливого своего рода хамелеоном и как бы
шаткой постройкой. Может быть, следовать за превратностями судьбы отнюдь не
правильно? Ведь хорошее или плохое (to ey e kakos) зависит не от них (хотя
без них, как мы то уже сказали, человеческая жизнь не обходится); для
счастья же главное - деятельности сообразно добродетели, а противоположные
деятельности - для противоположного счастью.
В пользу нашего определения говорит и решение только что рассмотренного
вопроса. Действительно, ни в одном из человеческих дел не заложена такая
основательность, как в деятельностях сообразно добродетелям, ведь эти
деятельности явно более постоянны, чем [даже занятия] науками, причем самые
ценные из них те, что более постоянны, затем что именно в них и притом
непрерывно проходит жизнь блаженных людей.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz