Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 3



2(IV). Поскольку всякое познание и всякий сознательный выбор направлены
к тому или иному благу, вернемся опять к рассуждению: к чему, по нашему
определению, стремится наука о государстве и что есть высшее из всех благ,
осуществляемых в поступках (akrotaton ton prakton agalhon).
Относительно названия сходятся, пожалуй, почти все, причем как
большинство, так и люди утонченные называют [высшим благом] счастье, а под
благоденствием (to ey dzen) и благополучием (to ey prattein) подразумевают
то же, что и под счастливой жизнью (to eydaimonein). Но в вопросе о том, что
есть счастье, возникает расхождение, и большинство дает ему иное
определение, нежели мудрецы.
В самом деле, для одних счастье - это нечто наглядное и очевидное,
скажем удовольствие, богатство или почет - у разных людей разное; а часто
[даже] для одного человека счастье - то одно, то другое: ведь, заболев,
[люди видят счастье] в здоровье, впав в нужду - в богатстве, а зная за собой
невежество (agnoia), восхищаются теми, кто рассуждает о чем-нибудь великом и
превышающем их [понимание].
Некоторые думали, что помимо этих многочисленных благ есть и некое
другое - благо само по себе, служащее для всех этих благ причиной, благодаря
которой они суть блага.
Обсуждать все мнения (doxai), вероятно, бесполезно, достаточно обсудить
наиболее распространенные или же такие, которые, как кажется, имеют
известные основания (logon). Мы не должны упускать из виду, что рассуждения,
отправляющиеся от начал и приводящие к началам, различны. Платон тоже
правильно задавался этим вопросом и спрашивал, от начал или к началам [идет]
путь [рассуждений] - как на стадионе, бегут или от атлетов до меты, или
наоборот. Начинать, конечно, надо с известного, а оно бывает двух видов:
известное нам и известное безотносительно (haplos). Так что нам, вероятно,
следует все-таки начинать с известного нам. Вот почему, чтобы сделаться
достойным слушателем [рассуждений] о прекрасном и правосудном и вообще о
предметах государственной науки, нужно быть уже хорошо воспитанным в
нравственном смысле. В самом деле, начало [здесь] - это то, что [дано] (to
hoti), и, если это достаточно очевидно, не будет надобности еще и в "почему"
(to dioti). Такой, [воспитанный, человек] или имеет начала, или легко может
их приобрести. А тот, кому не дано ни того, ни другого, пусть послушает
Гесиода:

Тот наилучший над всеми,кто всякое дело способен.
Сам обсудить и заране предвидеть, что выйдет из дела.
Чести достоин и тот, кто хорошим советам внимает.
Кто же не смыслит и сам ничего и чужого совета
В толк не берет - человек пустой и негодный.

3(V). Продолжим рассуждение с того места, где мы отошли в сторону.
Видимо, не безосновательно благо и счастье представляют себе, исходя из
[собственного] образа жизни. Соответственно большинство, т. е. люди весьма
грубые (phortikotatoi), [разумеют под благом и счастьем] удовольствие, и
потому для них желанна жизнь, полная наслаждений.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz