Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 151


А вид удовольствия в любое произвольно взятое время совершенен [и
завершен]. Ясно поэтому, что удовольствие и движение будут отличны друг от
друга и что удовольствие есть нечто из [разряда] целостных и совершенных
вещей. Может показаться, что это так еще и потому, что движение иначе, как
во времени, невозможно, а удовольствие возможно, ибо оно дано великом в
настоящем.
Из этих [рассуждений] ясно и то, что неправильно определяют
удовольствие как движение или становление. Не все определяется через эти
[понятия], но только то, что состоит из частей и не является целостностями
(ta hola). В самом деле, ни для зрения невозможно становление, [или
возникновение], ни для точки, ни для монады, и ничто из этого не является ни
движением, ни становлением, а значит, и удовольствие этим не является, так
как представляет собою нечто цельное.

4. Поскольку же всякое чувство осуществляется (enecrgoysa) в отношении
к чувственно воспринимаемому (to aisthelon) и поскольку в совершенстве [оно
осуществляется], когда хорошо устроено для восприятия наиболее прекрасного
из подлежащего восприятию данным чувством (ton hypo ten aistnesm) (ибо
именно тогда имеет место совершенная деятельность, а говорить ли, что
действует само чувство или то, в чем оно помещается, пусть не имеет
значения), постольку, стало быть, в каждом случае лучшей является
деятельность [чувства], устроенного наилучшим образом для восприятия самого
лучшего из подлежащего восприятию этим чувством. Эта деятельность и будет
совершеннейшей и доставляющей наивысшее удовольствие. В самом деле,
удовольствие может быть при всяком чувстве, так же как при мышлении и
умозрении (theoria); но наиболее совершенное удовольствие доставляет
наиболее совершенная деятельность, а наиболее совершенной является
[деятельность чувства], хорошо устроенного для самого доброкачественного из
[предметов его восприятия], и это удовольствие завершает [и делает
совершенной] деятельность. Но удовольствие придает деятельности совершенство
не тем же способом, каким это делают чувственно воспринимаемое [как движущая
причина] и чувство [как причина формальная], когда они доброкачественны (так
же, как здоровье и врач не в одном и том же смысле являются причиной
здорового состояния).
Что удовольствий возникает при каждом из чувств, ясно (говорим ведь мы
о видах и звуках, доставляющих удовольствие). Ясно также, что удовольствие
возникает прежде всего тогда, когда и чувство наилучшее, и действует оно в
отношении к такому же [наилучшему] - предмету восприятия. А если таковы и
чувственно воспринимаемое, и чувствующее, то при наличии того, что
действует, и того, что испытывает, всегда будет иметь место удовольствие.
Удовольствие делает деятельность совершенной [и полной] (teleioi) не как
свойство (hexis), в ней заложенное, но как некая полнота (telos),
возникающая попутно, подобно красоте у [людей] в расцвете лет.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz