Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 153


Удовольствие способствует деятельности, а что способствует (ta synayxanta),
внутренне связано (oikeia) с тем, чему способствует, и у разных видов
внутренняя связь бывает с разными видами.
Это явствует еще больше из того обстоятельства, что удовольствие от
одних деятельностей препятствует другим деятельностям. Кто любит флейту,
заслышав флейтиста, не способен внимать рассуждениям [философа], потому что
искусством игры на флейте наслаждается больше, чем своей деятельностью в
данное время. Таким образом, удовольствие от искусства флейтиста уничтожает
деятельность, связанную с рассуждением; соответственно и в других случаях,
когда деятельность касается сразу двух вещей: деятельность, что доставляет
больше удовольствия, вытесняет другую, и тем скорее, чем больше они
отличаются по [доставляемому] удовольствию; так что другою деятельностью и
не занимаются. Вот почему при сильном наслаждении чем бы то ни было мы едва
ли делаем что-то другое и, когда мало удовлетворены одним, беремся
(одновременно] за другое; скажем, в театре что-нибудь грызут, и делают это
особенно усердно, когда состязающиеся дурны.
Итак, поскольку удовольствия, связанные с деятельностями, делают их
точней и продолжительней и [вообще] лучше, а чуждые, напротив, уродуют,
ясно, что первые и вторые далеко отстоят друг от друга. Чуждые удовольствия
делают почти то же, что страдания, связанные с данной деятельностью:
страдания, связанные с дея-тельностями, уничтожают эти деятельности; так,
если кому-то неудовольствие и страдание доставляет писать или считать, то,
раз эти деятельности причиняют страдания, один не станет писать, а другой -
считать.
Таким образом, удовольствия и страдания, связанные с деятельностями,
оказывают на них противоположное воздействие, а "связанными" я называю те
удовольствия и страдания, которые возникают от самой по себе деятельности.
Об удовольствиях, чуждых деятельности, уже было сказано, что они делают
почти то же, что страдания; в самом деле, они уничтожают деятельность, разве
только иначе, нежели страдание.
Коль скоро деятельности могут отличаться в добрую и дурную сторону и
одни избирают, других избегают, а третьи - ни то ни другое, то так же
обстоит дело и с удовольствиями, ибо каждой деятельности соответствует
связанное с ней удовольствие.
Так что с добропорядочной деятельностью связано доброе удовольствие, а
с дурной - порочное, ведь даже влечения, если они к прекрасным вещам,
заслуживают похвалы, а если к постыдны - то осуждения. Наконец,
удовольствия, заключенные в деятельностях, связаны с ними в большей мере,
нежели стремления, ибо стремления и деятельности и во времени, и по природе
раздельны, а удовольствия слиты (syneggys) с деятельностями, и их настолько
трудно отграничить, что возникает спор: не одно ли и то же деятельность и
удовольствие? Тем не менее удовольствие - это все-таки не мысль и не чувство
(это [было бы] нелепо), но из-за того, что удовольствие не отделяется от
мысли и чувства, некоторым кажется, что они тождественны.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz