Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 111

Может быть, даже необходимо (раз уж для каждого
[душевного] склада существуют беспрепятственные деятельные проявления),
чтобы - [независимо от того], будет ли счастьем деятельное проявление всех
складов или (разумеется, при условии беспрепятственного [проявления])
какого-то определенного, - именно [деятельное проявление склада души] было
[чем-то] наиболее предпочтительным, а это и есть удовольствие.
Следовательно, высшее благо будет разновидностью удовольствия, хотя
большинство удовольствий дурны, и, если угодно, в безотносительном смысле.
Поэтому все думают, что счастливая жизнь - это жизнь, доставляющая
удовольствие, и вполне разумно включают в [понятие] счастья удовольствие,
ибо ни одно деятельное проявление не бывает полным, если ему чинятся
препятствия, а счастье относится к вещам, достигшим полноты. Вот почему
счастливому нужны еще и телесные блага, и внешние, и случаи (tykhe), чтобы
ему не было тут препятствий.
Те, что твердят, будто под пыткой или перенося великие несчастья
(dystykhiai) человек счастлив, если он добродетелен, вольно или невольно
говорят вздор. А от того, что для счастья нужен еще и случай, некоторым,
наоборот, кажется, что удача (eytykhia) и счастье (eydaimonia) - одно и то
же, но это не так, потому что удача, если она чрезмерна, служит препятствием
для счастья, и, вероятно, тогда мы уже не имеем права назвать это "удачей",
ибо [понятие "удача"] ограничено тем, что служит счастью.
Да и то, что все - и звери, и люди - ищут удовольствий, в какой-то мере
подтверждает, что высшее благо - это в каком-то смысле удовольствие.

И никогда не исчезнет бесследно молва, что в народе
Многие...

Но поскольку не одно и то же и является и кажется наилучшим естеством и
складом [души], то и удовольствие все ищут не одно и то же, хотя все ищут
удовольствие. А может быть, люди ищут и не то удовольствие, которое думают,
[что ищут], и не то, что могли бы назвать, но [в основе] одно и то же. Ведь
от природы все заключают в себе что-то божественное. Телесные же
удовольствия захватили имя "удовольствия" из-за того, во-первых, что люди
очень часто к ним "причаливают", и, во-вторых, все к ним причастны; таким
образом, из-за того, что хорошо знакомы только эти удовольствия, думают, что
только они и существуют.
Понятно и то, что если удовольствие, т. е. [беспрепятственное]
деятельное проявление [склада души], не есть благо, то счастливый не сможет
получать удовольствия от жизни, ибо зачем понадобится ему удовольствие, раз
оно не является благом, а [счастливо] можно жить и страдая? Действительно,
страдание не будет ни злом, ни благом, коль скоро не является благом
удовольствие. А тогда зачем избегать страдания? Так что получится, что жизнь
добропорядочного человека доставляет ему удовольствий не больше, [чем жизнь
обычных людей], раз не доставляют их [больше обычного] деятельные проявления
его [душевного склада].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz