Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 38

Но поскольку от нас зависит так или иначе
распорядиться [началом), постольку [устои] произвольны.

9. Теперь, взяв снова каждую добродетель в отдельности, мы скажем,
какова она, к чему относится и как проявляется. Одновременно выяснится также
и число добродетелей.
(VI). Прежде всего мы скажем о мужестве. Мы уже выяснили, что это -
обладание серединой между страхом и отвагой. А страх мы испытываем,
очевидно, потому, что нечто страшное [угрожает нам], а это, вообще говоря,
зло. Именно поэтому страх определяют как ожидание зла. Конечно, мы страшимся
всяких зол, например бесславия, бедности, неприязни, смерти, но мужественным
человек считается применительно не ко всем этим вещам, ибо иного следует
страшиться, и, если страшатся, скажем, бесславия, это прекрасно, а если нет,
то постыдно, и, кто этого страшится, тот добрый и стыдливый, а кто не
страшится - беззастенчивый. Некоторые называют последнего "мужественным" в
переносном смысле, потому что он обладает чем-то похожим на мужество, ведь
мужественный в каком-то смысле тоже бесстрашен. Наверное, не следует
страшиться - ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от
порочности и не зависит от самого человека. Но бесстрашие в этом - [еще] не
мужество. А в силу сходства мы так называем и его тоже, ведь некоторые
трусят в опасностях на войне, но обладают щедростью и отважно переносят
потерю имущества; не трус и тот, кто страшится оскорбления детей и жены, или
зависти, или еще чего-нибудь в этом роде; а тот, кто отважно ожидает порки,
не "мужественный".
К каким же страшным вещам имеет отношение мужественный? Может быть, к
самым большим [ужасам]? Ведь ужасное никто не переносит лучше
[мужественного]. А самое страшное - это смерть, ибо это предел, и кажется,
что за ним для умершего ничто уже ни хорошо, ни плохо. Но все же и за
отношение к смерти мужественным почитают не при всех обстоятельствах,
например если [смерть приходит] во время бури или от недугов. Но при каких
же тогда? Может быть, при самых прекрасных? Именно таковы [обстоятельства]
битвы, ибо это величайшая и прекраснейшая из опасностей. О том же говорит и
почет, [который воздают воинам] сограждане и властители (monarkhoi).
Так что мужественным в собственном смысле слова оказывается, видимо,
тот, кто безбоязненно (ailees) встречает прекрасную смерть и все, что грозит
скорой смертью, а это бывает прежде всего в битве. Впрочем, мужественный
человек ведет себя безбоязненно и в бурю, и при недугах, но все-таки не так,
как моряки; ибо мужественные отчаиваются в спасении и негодуют на такую
смерть, а моряки, имея опыт, надеются на себя (eyelpides). Кроме того,
мужество проявляют при тех [обстоятельствах], когда требуется доблесть или
когда смерть прекрасна, между тем при гибели такого рода, [как в море или от
недуга}, нет места ни для того, ни для другого.

10 (VII). Есть вещи не для всех людей одинаково страшные, а кое-что мы
называем превышающим [силы] человека.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz