Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 158


Видимо, сам [человек] и будет этой частью его, коль скоро она является
главной и лучшей [его частью]. А потому было бы нелепо отдавать предпочтение
не жизни самого себя, а [чего-то] другого [в себе].
Сказанное нами ранее подойдет и к настоящему случаю: что по природе
присуще каждому, то для каждого наивысшее и доставляет наивысшее
удовольствие; а значит, человеку присуща жизнь, подчиненная уму, коль скоро
человек и есть в первую очередь ум. Следовательно, эта жизнь самая
счастливая.

8 (VIII). На втором месте - жизнь ло [любой] другой добродетели, ибо
деятельности, сообразные любой другой добродетели, тоже человеческие.
Действительно, правосудные и мужественные поступки и все прочее, что от
добродетели мы совершаем в отношении друг друга при сделках, при нужде, при
всевозможных действиях (praxesi) и претерпеваниях (pathesi), соблюдая
приличное каждому; все это явно человеческие дела. Считается, однако, что
некоторые страсти бывают у нас от тела и добродетель нрава во многих
отношениях тесно связана со страстями (pathesin).
Далее, рассудительность сопряжена с добродетелью нрава, а последняя, в
свою очередь, с рассудительностью, коль скоро принципы рассудительности
согласуются с нравственными добродетелями, а правильность в нравственных
добродетелях согласуется с рассудительностью. Поскольку же нравственная
добродетель и рассудительность имеют дело со страстями, они принадлежат,
видимо, составленному из разных частей; но добродетели того, что составлено
из разных частей, - это человеческие добродетели, а отсюда следует, что и
жизнь по этим добродетелям, и счастье - человеческие. Напротив, добродетель
ума отделена от тела и страстей. Сказанного достаточно, ибо более подробный
разбор выходит за пределы поставленной перед нами [задачи].
Пожалуй, и во внешнем оснащении [счастье от добродетели ума] будет
нуждаться мало или, [во всяком случае], меньше, чем [счастье от нравственной
добродетели]. И пусть потребность в вещах необходимых в том и другом случае
будет [считаться] равной, хотя государственный муж и больше заботится о теле
и тому подобном, ведь разница тут будет невелика, значительна она будет с
точки зрения деятельностей.
В самом деле, у щедрого будет нужда в деньгах на щедрые поступки, и у
правосудного - для воздаяния (ибо желания не явны, и люди неправосудные
прикидываются, будто тоже желают делать правосудные дела), а у мужественного
будет нужда в силе (dynamis), если он действительно исполняет что-то
относящееся к его добродетели, и [даже] у благоразумного - в возможности
[вести себя так или иначе]; как еще выяснится, таков ли данный человек, или
он один из прочих?
Спорят и о том, что главнее в добродетели: сознательный выбор или
[сами] поступки, раз уж она зависит от того и другого. Ясно, что [понятие]
совершенства (to teleion) требовало бы того и другого вместе; при этом для
поступков нужно многое, и, чем они величественней и прекрасней, тем больше.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz