|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 83 |
Таким образом, дело обеих умственных частей души - истина. А это
значит, что для обеих частей добродетелями являются те склады [души],
благодаря которым та и другая [часть] достигнет истины наиболее полно.
3(III). Итак, снова начнем наше рассуждение об этих [душевных складах]
от начала. Допустим, что душа достигает истины, утверждая и отрицая
благодаря пяти [вещам], а именно: искусству, науке, рассудительности,
мудрости, уму (поскольку в предположениях и мнениях можно обмануться, [мы их
не учитываем]).
Что такое наука - если нужно давать точные определения, а не следовать
за внешним сходством, - ясно из следующего. Мы все предполагаем, что
известное нам по науке не может быть и таким а инаким; а о том, что может
быть и так и иначе, когда оно вне [нашего] созерцания, мы уже не знаем,
существует оно или нет. Таким образом, то, что составляет предмет научного
знания (to epistelon), существует с необходимостью, а значит, вечно, ибо все
существующее с безусловной необходимостью вечно, вечное же не возникает и не
уничтожается.
Далее, считается, что всякой науке нас обучают (didakte), а предмет
науки - это предмет усвоения (matheton). Как мы утверждали и в "Аналитиках",
всякое обучение, исходя из уже познанного, [прибегает] в одном случае к
наведению, в другом - к умозаключению, [т. е. силлогизму]. При этом
наведение - это [исходный] принцип, и [он ведет] к общему, а силлогизм
исходит из общего. Следовательно, существуют принципы, [т. е. посылки], из
которых выводится силлогизм и которые не могут быть получены силлогически, а
значит, их получают наведением.
Итак, научность (episteme) - это доказывающий, [аподиктический], склад
(сюда надо добавить и другие уточнения, данные в "Аналитиках"), ибо человек
обладает научным знанием, когда он в каком-то смысле обладает верой и
принципы ему известны. Если же [принципы известны ему] не больше вывода, он
будет обладать наукой только привходящим образом.
(IV). Таким образом мы дадим здесь определение науке.
4. В том, что может быть так и иначе, одно относится к творчеству,
другое к поступкам, а творчество (poiesis) и поступки (praxis) - это разные
вещи (в этом мы доверяемся сочинениям: для широкого круга). Следовательно, и
предполагающий поступки склад, причастный суждению, отличается от
причастного суждению склада, предполагающего творчество. Поэтому они друг в
друге не содержатся, ибо ни поступок не есть творчество, ни творчество -
поступок. Поскольку, скажем, зодчество - некое искусство, а значит, и
разновидность соответствующего причастного суждению склада [души],
предполагающего творчество, [поскольку, далее], не существует ни такого
искусства, которое не было бы причастным суждению и предполагающим
творчество складом [души], ни подобного склада, который не был бы искусством
[как искусностью], постольку искусство и склад [души], причастный истинному
суждению и предполагающий творчество, - это, по-видимому, одно и то же.
|
|