Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 129


Итак, если есть возможность, следует отдать назад стоимость полученного
[блага], {тому, кто этого хочет}, (ибо не следует делать другом против воли;
напротив, как совершивший вначале ошибку и принявший благодеяние, от кого не
следовало, т. е. не от друга и не от того, кто творит [добро] ради самого
добра, облагодетельствованный должен расторгнуть ["дружбу"] так, словно она
на оговоренных условиях), + причем то, что и сам [человек] согласился бы +
возвратить при возможности, а при невозможности даже даятель не стал бы
требовать. Словом, если есть возможность, следует возвращать полученное. И
надо внимательно следить, кто оказывает благодеяние и на каких [условиях],
чтобы либо принять его на этих [условиях], либо не [принять].
Спорным является вопрос, что следует считать мерой, чтобы
соответственно отдавать назад: выгоду принявшего благодеяние или же [само]
благодеяние сделавшего [доброе дело]? Действительно, принявши [какое-нибудь
благодеяние], утверждают, что получили от благодетелей то, что для последних
ничего не стоит и что можно получить у других, преуменьшая тем самым
[благодеяние]. А те в свою очередь [говорят], что это самое большое из того,
что есть у них самих, чего к тому же нельзя было получить у других, да к
тому же [сами они] были в опасности или испытывали нужду именно в этом.
В таком случае, не правда ли, мерой при дружбе ради пользы является
выгода того, кто ее получает? Ведь это он нуждается, и [благодетель]
оказывает ему поддержку, имея в виду получить такую же. А значит, поддержка
была таких размеров, как полученная выгода, и отдавать следует столько,
сколько досталось, или даже больше, ибо это прекрасней.
Но в дружбах, основанных на добродетели, не бывает жалоб, мерой же
служит, вероятно, сознательный выбор совершившего [доброе дело], ибо с точки
зрения добродетели и нрава главное заключено в сознательном выборе.

16 (XIV). Разногласия бывают и в дружбах, основанных на превосходстве,
потому что обе стороны требуют большего; всякий раз, как это происходит,
дружба расторгается. Действительно, лучший уверен, что ему самому прилично
иметь больше, ибо добродетельному [должны] уделять больше; так же
[рассуждает и тот, кто] оказывает больше помощи, ведь говорят, что
бесполезному не следует иметь равную [с другими долю] и что получается
повинность, а не дружба, если от дружбы будут получать не по стоимости
[затраченных] трудов. Они думают, что, как при имущественных
взаимоотношениях больше получает тот, кто сделал больший взнос, так должно
быть и в дружбе. А нуждающийся и занимающий более низкое положение считает
наоборот: добродетельному другу, моя, свойственно оказывать поддержку
нуждающимся [друзьям], ибо говорят: в чем польза быть другом
добропорядочному человеку или государю, если не будешь от этого ничего
иметь?
Так что, похоже, требования обеих сторон правильны и каждому следует
уделять от дружбы большую [долю], однако не одного и того же, но обладающему
превосходством больше чести, а нуждающемуся - прибыли, ибо для добродетели и
благодеяния честь - это награда, а для нужды прибыль - это поддержка.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz