|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 129 |
Итак, если есть возможность, следует отдать назад стоимость полученного
[блага], {тому, кто этого хочет}, (ибо не следует делать другом против воли;
напротив, как совершивший вначале ошибку и принявший благодеяние, от кого не
следовало, т. е. не от друга и не от того, кто творит [добро] ради самого
добра, облагодетельствованный должен расторгнуть ["дружбу"] так, словно она
на оговоренных условиях), + причем то, что и сам [человек] согласился бы +
возвратить при возможности, а при невозможности даже даятель не стал бы
требовать. Словом, если есть возможность, следует возвращать полученное. И
надо внимательно следить, кто оказывает благодеяние и на каких [условиях],
чтобы либо принять его на этих [условиях], либо не [принять].
Спорным является вопрос, что следует считать мерой, чтобы
соответственно отдавать назад: выгоду принявшего благодеяние или же [само]
благодеяние сделавшего [доброе дело]? Действительно, принявши [какое-нибудь
благодеяние], утверждают, что получили от благодетелей то, что для последних
ничего не стоит и что можно получить у других, преуменьшая тем самым
[благодеяние]. А те в свою очередь [говорят], что это самое большое из того,
что есть у них самих, чего к тому же нельзя было получить у других, да к
тому же [сами они] были в опасности или испытывали нужду именно в этом.
В таком случае, не правда ли, мерой при дружбе ради пользы является
выгода того, кто ее получает? Ведь это он нуждается, и [благодетель]
оказывает ему поддержку, имея в виду получить такую же. А значит, поддержка
была таких размеров, как полученная выгода, и отдавать следует столько,
сколько досталось, или даже больше, ибо это прекрасней.
Но в дружбах, основанных на добродетели, не бывает жалоб, мерой же
служит, вероятно, сознательный выбор совершившего [доброе дело], ибо с точки
зрения добродетели и нрава главное заключено в сознательном выборе.
16 (XIV). Разногласия бывают и в дружбах, основанных на превосходстве,
потому что обе стороны требуют большего; всякий раз, как это происходит,
дружба расторгается. Действительно, лучший уверен, что ему самому прилично
иметь больше, ибо добродетельному [должны] уделять больше; так же
[рассуждает и тот, кто] оказывает больше помощи, ведь говорят, что
бесполезному не следует иметь равную [с другими долю] и что получается
повинность, а не дружба, если от дружбы будут получать не по стоимости
[затраченных] трудов. Они думают, что, как при имущественных
взаимоотношениях больше получает тот, кто сделал больший взнос, так должно
быть и в дружбе. А нуждающийся и занимающий более низкое положение считает
наоборот: добродетельному другу, моя, свойственно оказывать поддержку
нуждающимся [друзьям], ибо говорят: в чем польза быть другом
добропорядочному человеку или государю, если не будешь от этого ничего
иметь?
Так что, похоже, требования обеих сторон правильны и каждому следует
уделять от дружбы большую [долю], однако не одного и того же, но обладающему
превосходством больше чести, а нуждающемуся - прибыли, ибо для добродетели и
благодеяния честь - это награда, а для нужды прибыль - это поддержка.
|
|