Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 150

И в то же время многие
дела мы станем усердно делать, хотя бы это не принесло никакого
удовольствия, например смотреть, вспоминать, обладать знанием и
добродетелями. И не имеет никакого значения, сопровождается это с
необходимостью удовольствиями или нет, потому что мы избираем эти вещи, даже
если удовольствие от них не возникает.
Итак, кажется, ясно, что удовольствие не есть собственно благо, что не
всякое удовольствие достойно избрания и что существуют некоторые
удовольствия, достойные избрания сами по себе, различающиеся при том видом
или источником (aph'hon). Пусть, таким образом, о том, что говорят об
удовольствии и страдании, сказано достаточно.

3(IV). Что такое удовольствие или каковы его свойства, станет более
понятным, если предпринять рассмотрение, исходя из начала.
Зрение считается в любой миг совершенным, ибо оно не нуждается ни в
чем, что, появившись позже, завершит идею (eidos) зрения.
Нечто подобное этому - удовольствие; оно есть нечто целостное, и,
видимо, за сколь угодно малый срок нельзя испытать такое удовольствие, чья
идея за больший срок достигнет совершенства. Вот почему удовольствие не
является движением. Ведь всякое движение происходит во времени и направлено
к известной цели (toloys) (как, скажем, движется строительство), и оно
завершено (teleia), когда достигнет того, к чему стремится, т. е. по
прошествии всего срока или в это время [завершения]. Но применительно к
частям все [движения] не завершены и имеют видовое отличие от движения в
целом и друг от друга. Действительно, кладка камней отличается от
вытесывания желобов на колонне, а то и другое - от создания храма в целом.
Приэтом создание храма в качестве движения совершенно [и завершено] (ибо ни
в чем не нуждается с точки зрения поставленной цели), а создание крениды и
триглифа - несовершенно [и не завершение], потому что и то и другое - это
[создание] только части.
Таким образом, движение различается по видам (toi eidei) и в любое
произвольно взятое время нельзя получить движение, завершенное по своему
виду, а если и можно, то [только] за все [время движения].
Так и с ходьбой, и со всем прочим. Действительно, если перемещение -
это движение откуда-то и куда-то, то здесь тоже существуют видовые различия:
полет, ходьба, прыжки и тому подобное. И [существуют различия] не только в
таком смысле, но и в самой ходьбе, [хождение] "откуда-то и куда-то" на
расстояние в стадий и в часть стадия не одно и то же, так же как на
расстояния длиной в разные части стадия, и перейти вот эту черту и ту не
одно и то же, ибо переступают не только черту, но и черту в [определенном]
месте, а ведь эта черта в одном, а та - в другом месте.
Подробно о движении говорилось в других сочинениях, и, по-видимому, не
в любое произвольно взятое время движение завершено, напротив, многие
[частичные движения] не завершены и имеют видовые различия, коль скоро
"откуда и докуда" образует разные виды.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz