Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 25

Можно ведь
стремиться к чести столько, сколько следует, а также больше и меньше, чем
следует, и тот, чьи стремления чрезмерны, честолюбив (philotimos), а чьи
недостаточны - нечестолюбив (aphilotimos). Тот же, кто стоит посредине, не
имеет названия, безымянны и [соответствующие] наклонности, за исключением
честолюбия (philotimia) у честолюбца. Отсюда получается, что крайности
присуждают себе наименование промежутка и мы иногда называем того, кто
держится середины, честолюбивым, а иногда нечестолюбивым и хвалим то
честолюбивого, то нечестолюбивого.
Почему мы так делаем, будет сказано впоследствии, а сейчас будем
рассуждать об остальных наклонностях тем способом, какой мы здесь ввели.
Возможен избыток, недостаток и обладание cepeдиной в связи с гневом
(orge), причем соответствующие наклонности, видимо, безымянны, и все же,
называя ровным (praios) человека, держащегося в этом середины, будем
называть обладание серединой ровностью (praiotes), а из носителей крайностей
тот, у кого избыток, пусть будет гневливым (orgilos), и его порок -
гневливостью (onsilotes), а у кого недостаток - как бы безгневным
(aoigetos), и его недостаток - безгневностью (aorgesia).
Существуют еще три [вида] обладания серединой, в одном они подобны, в
другом различны. Все они касаются взаимоотношений [людей] посредством слов и
поступков (peri logon kai praxeon koinonia): а различия их в том, что один
связан с правдой (talethes) в словах и поступках, а два других - с
удовольствием (to hedy); это касается как развлечений, так и [вообще] всего,
что бывает в жизни. Поэтому надо сказать и об этом, чтобы лучше понять, что
обладание серединой похвально в чем бы то ни было, а крайности и не
похвальны, и не правильны, но достойны [лишь] осуждения. Впрочем, и тут по
большей части нет названий. Мы же попытаемся все-таки так же, как и раньше,
тут тоже создать имена ради ясности изложения и простоты усвоения.
Итак, что касается правды (to alethes), то пусть, кто держится середины
(ho mesos), называется, так сказать, правдивым (alethes), обладание
серединой - правдивостью (alaheia), а извращения [истины] в сторону
преувеличения - хвастовством (aladzoneia) и его носитель - хвастуном
(aladzon), а в сторону умаления - притворством (eironeia) и {его носитель} -
притворой (eiron).
По отношению к удовольствиям в развлечениях (en paidiai) держащийся
середины - остроумный (eytrapelos), а его склонность - остроумие
(eytrapelia), избыток - это шутовство (bomolokhia), а в ком оно есть - шут
(bomolokhos), тот же, в ком недостаток, - это, может быть, неотесанный
(agroikos), а склад [его души] - неотесанность (agroikia). Об остальных
вещах, доставляющих удовольствие, [скажем], что человек, доставляющий нам
удовольствие должным образом, - друг (philos) и обладание серединой -
дружелюбие (philia), а кто излишне заботится о нашем удовольствии, но не
ради чего-то - угодник (areskos), если [же он ведет себя так] ради
собственной выгоды, то он подхалим (kolax), у кого же в этом отношении
недостаток и кто сплошь и рядом доставляет неудовольствие, тот как бы
зловредный и вздорный (dyseris tis kai dyskolos).



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz