|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 25 |
Можно ведь
стремиться к чести столько, сколько следует, а также больше и меньше, чем
следует, и тот, чьи стремления чрезмерны, честолюбив (philotimos), а чьи
недостаточны - нечестолюбив (aphilotimos). Тот же, кто стоит посредине, не
имеет названия, безымянны и [соответствующие] наклонности, за исключением
честолюбия (philotimia) у честолюбца. Отсюда получается, что крайности
присуждают себе наименование промежутка и мы иногда называем того, кто
держится середины, честолюбивым, а иногда нечестолюбивым и хвалим то
честолюбивого, то нечестолюбивого.
Почему мы так делаем, будет сказано впоследствии, а сейчас будем
рассуждать об остальных наклонностях тем способом, какой мы здесь ввели.
Возможен избыток, недостаток и обладание cepeдиной в связи с гневом
(orge), причем соответствующие наклонности, видимо, безымянны, и все же,
называя ровным (praios) человека, держащегося в этом середины, будем
называть обладание серединой ровностью (praiotes), а из носителей крайностей
тот, у кого избыток, пусть будет гневливым (orgilos), и его порок -
гневливостью (onsilotes), а у кого недостаток - как бы безгневным
(aoigetos), и его недостаток - безгневностью (aorgesia).
Существуют еще три [вида] обладания серединой, в одном они подобны, в
другом различны. Все они касаются взаимоотношений [людей] посредством слов и
поступков (peri logon kai praxeon koinonia): а различия их в том, что один
связан с правдой (talethes) в словах и поступках, а два других - с
удовольствием (to hedy); это касается как развлечений, так и [вообще] всего,
что бывает в жизни. Поэтому надо сказать и об этом, чтобы лучше понять, что
обладание серединой похвально в чем бы то ни было, а крайности и не
похвальны, и не правильны, но достойны [лишь] осуждения. Впрочем, и тут по
большей части нет названий. Мы же попытаемся все-таки так же, как и раньше,
тут тоже создать имена ради ясности изложения и простоты усвоения.
Итак, что касается правды (to alethes), то пусть, кто держится середины
(ho mesos), называется, так сказать, правдивым (alethes), обладание
серединой - правдивостью (alaheia), а извращения [истины] в сторону
преувеличения - хвастовством (aladzoneia) и его носитель - хвастуном
(aladzon), а в сторону умаления - притворством (eironeia) и {его носитель} -
притворой (eiron).
По отношению к удовольствиям в развлечениях (en paidiai) держащийся
середины - остроумный (eytrapelos), а его склонность - остроумие
(eytrapelia), избыток - это шутовство (bomolokhia), а в ком оно есть - шут
(bomolokhos), тот же, в ком недостаток, - это, может быть, неотесанный
(agroikos), а склад [его души] - неотесанность (agroikia). Об остальных
вещах, доставляющих удовольствие, [скажем], что человек, доставляющий нам
удовольствие должным образом, - друг (philos) и обладание серединой -
дружелюбие (philia), а кто излишне заботится о нашем удовольствии, но не
ради чего-то - угодник (areskos), если [же он ведет себя так] ради
собственной выгоды, то он подхалим (kolax), у кого же в этом отношении
недостаток и кто сплошь и рядом доставляет неудовольствие, тот как бы
зловредный и вздорный (dyseris tis kai dyskolos).
|
|