Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 51


Недостаточность в таком [душевном] складе именуется мелочностью, а
излишек - безвкусной пышностью и тому подобными [именами, говорящими] не о
количественном избытке в том, в чем следует, а о показном блеске в том, в
чем не следует, и так, как не следует. Впоследствии мы поговорим об этом.
Великолепный же подобен знатоку: он способен разу-меть, что подобает, и
большие средства потратить пристойно, ибо, как мы сказали вначале,
[душевный] склад определяется деятельностью и предметами [деятельности], а
траты великолепного велики и подобающи. Таковы и дела (erga) его, ибо так
затрата будет великой и подобающей. Следовательно, дело должно стоить траты,
а трата - дела или даже быть чрезмерной. Великолепный пойдет на эти траты во
имя прекрасной цели (ибо это общее свойство добродетели), причем с
удовольствием и расточительно (потому что точный расчет мелочен). И он будет
больше смотреть за тем, чтобы [все] было как можно красивее и [устроено]
самым подобающим образом, чем за стоимостью, и за тем, чтобы потратить
возможно меньше. Таким образом, великолепный с необходимостью также и щедр,
потому что и щедрый станет тратить то, что следует, и так, как следует.
[Щедрость] проявляется в этом, а великолепный добавляет размах (to mega),
или величие (megethos), что даже при равных затратах сделает предпринятое
(ergon) великолепней. Ведь не одна добродетель у собственности и у дела, на
которое тратишь, ибо для собственности самое ценное - стоить как можно
дороже, например как золото, а [самое ценное] для дела, на которое
истратились, - величие и красота; ибо созерцание этого поражает, а
великолепию свойственно поражать; и добродетель предприятия {- великолепие
-} заключается в величии.

5. Среди затрат есть такие, которые мы считаем почетными, например
затраты на [почитание] богов, посвятительные дары, постройки и
жертвоприношения, так же как и все вообще связанное с божеством, а также все
то, что охотно делают из честолюбия на общее благо, например когда думают,
что нужно блистательно снарядить хор или триеру или устроить пир для всего
города.
Во всех этих случаях, как уже было сказано, учитывается действующее
лицо: кто это такой и чем он располагает. Ведь затраты должны быть достойны
того и другого, т. е. подобать не только делу, но и деятелю. Поэтому бедняк
не сможет быть великолепным: у него ведь нет средств, чтобы потратить
подобающе много; и кто возьмется - глупец, ибо это вопреки и достоинству, и
должному, а только то, что правильно, сообразно добродетели. Подобают же
такие траты тем, у кого имеются достаточные [средства, безразлично], сами ли
они нажили их или получили от предков или друзей, а также тем, кто
благороден, знаменит и тому подобное, потому что во всем этом присутствуют
величие и достоинство.
Итак, великолепен преимущественно такой человек и великолепие
[проявляется] в таких затратах, о которых было сказано: ведь они самые
величественные и почетные.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz