|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 51 |
Недостаточность в таком [душевном] складе именуется мелочностью, а
излишек - безвкусной пышностью и тому подобными [именами, говорящими] не о
количественном избытке в том, в чем следует, а о показном блеске в том, в
чем не следует, и так, как не следует. Впоследствии мы поговорим об этом.
Великолепный же подобен знатоку: он способен разу-меть, что подобает, и
большие средства потратить пристойно, ибо, как мы сказали вначале,
[душевный] склад определяется деятельностью и предметами [деятельности], а
траты великолепного велики и подобающи. Таковы и дела (erga) его, ибо так
затрата будет великой и подобающей. Следовательно, дело должно стоить траты,
а трата - дела или даже быть чрезмерной. Великолепный пойдет на эти траты во
имя прекрасной цели (ибо это общее свойство добродетели), причем с
удовольствием и расточительно (потому что точный расчет мелочен). И он будет
больше смотреть за тем, чтобы [все] было как можно красивее и [устроено]
самым подобающим образом, чем за стоимостью, и за тем, чтобы потратить
возможно меньше. Таким образом, великолепный с необходимостью также и щедр,
потому что и щедрый станет тратить то, что следует, и так, как следует.
[Щедрость] проявляется в этом, а великолепный добавляет размах (to mega),
или величие (megethos), что даже при равных затратах сделает предпринятое
(ergon) великолепней. Ведь не одна добродетель у собственности и у дела, на
которое тратишь, ибо для собственности самое ценное - стоить как можно
дороже, например как золото, а [самое ценное] для дела, на которое
истратились, - величие и красота; ибо созерцание этого поражает, а
великолепию свойственно поражать; и добродетель предприятия {- великолепие
-} заключается в величии.
5. Среди затрат есть такие, которые мы считаем почетными, например
затраты на [почитание] богов, посвятительные дары, постройки и
жертвоприношения, так же как и все вообще связанное с божеством, а также все
то, что охотно делают из честолюбия на общее благо, например когда думают,
что нужно блистательно снарядить хор или триеру или устроить пир для всего
города.
Во всех этих случаях, как уже было сказано, учитывается действующее
лицо: кто это такой и чем он располагает. Ведь затраты должны быть достойны
того и другого, т. е. подобать не только делу, но и деятелю. Поэтому бедняк
не сможет быть великолепным: у него ведь нет средств, чтобы потратить
подобающе много; и кто возьмется - глупец, ибо это вопреки и достоинству, и
должному, а только то, что правильно, сообразно добродетели. Подобают же
такие траты тем, у кого имеются достаточные [средства, безразлично], сами ли
они нажили их или получили от предков или друзей, а также тем, кто
благороден, знаменит и тому подобное, потому что во всем этом присутствуют
величие и достоинство.
Итак, великолепен преимущественно такой человек и великолепие
[проявляется] в таких затратах, о которых было сказано: ведь они самые
величественные и почетные.
|
|