|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 46 |
Что от чего получило название,
сейчас для нас совершенно безразлично; ясно, однако, что одно первично, а
другое от него зависит, и, видимо, перенос этот удачен, ибо то, что
стремится к постыдному и быстро растет, нужно обуздывать, а таковы прежде
всего "влечения" и "дитя": ведь и дети живут, повинуясь влечению, и
стремление к удовольствию у них связано прежде всего с этими [постыдными
вещами]. Поэтому, если [ребенок] не будет послушен я не будет под началом,
[все это] далеко зайдет, ведь у лишенного понимания (anoetos) стремление к
удовольствию ненасытно и [тянет] во все стороны, а осуществление влечения
увеличивает врожденную силу [влечения], и, если влечения сильны и грубы, они
вытесняют [всякий] расчет. Поэтому необходимо, чтобы влечения были умеренны
и немногочисленны и ни в чем не противодействовали суждению. Это мы называем
"послушным" и "обузданным", и так же как нужно, чтобы ребенок жил, повинуясь
предписаниям воспитателя, так - чтобы и подвластная влечениям часть души (to
epithymetikon) cyществовала, повинуясь суждению (kata ton logon). Нужно
поэтому, чтобы у благоразумного часть души, подвластная влечению, была в
согласии с суждением, ибо цель того и другого, [благоразумия и суждения], -
нравственно прекрасное: и благоразумного влечет к тому, к чему следует, как
и когда следует, т. е. так, как предписывает и [верное] суждение.
Итак, будем считать, что о благоразумии мы сказали.
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ (Д)
1(I). Теперь по порядку следует рассуждение о щедрости. А ею принято
считать обладание серединой в отношении к имуществу, ибо щедрого хвалят не
за [подвиги] на войне, и не за то, в чем [заслуги] благоразумного, и равным
образом не за то, как он судит, но за отношение к даянию и приобретению
имущества, причем больше за то, что связано с даянием. А имуществом мы
называем все, стоимость чего измеряется деньгами. Мотовство и скупость - это
соответственно излишество и недостаточность в отношении к имуществу И если
скупость мы всегда приписываем тем, кто больше, чем следует, хлопочет [об
имуществе], то мотовство ставим в вину, когда имеем в виду несколько
[пороков], в самом деле, мы зовем мотами невоздержных и тратящих [имущество]
на распущенную [жизнь]. Недаром они признаются самыми дурными людьми они
ведь соединяют в себе много пороков. Имя же им дают неподходящее, потому что
"быть мотом" - значит иметь один какой-то порок, а именно уничтожать свое
состояние, в самом деле, мот гибнет по собственной вине, а своего рода
гибелью его кажется уничтожение состояния, ибо [как мот] он живет,
[уничтожая состояние]. В таком смысле мы и понимаем мотовство.
Чем пользуются, можно пользоваться и хорошо и плохо, а богатство
относится к используемым вещам, и лучше всех пользуется всякой вещью тот,
кто обладает соответствующей добродетелью. Значит, и богатством
воспользуется лучше всего тот, чья добродетель - в отношении к имуществу.
|
|