|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 48 |
Ничто поэтому не мешает, чтобы более щедрым оказался тот, кто
дает меньше, если он дает из меньшего состояния.
Более щедрыми, видимо, бывают те, кто не сами нажили состояние, а
получили его по наследству: во-первых, они не испытывали нужды, а,
во-вторых, все сильнее привязаны к своим творениям (erga), как, например,
родители [к детям] и поэты [к стихам].
Нелегко щедрому быть богатым, потому что он не склонен к приобретению и
бережливости, и при том расточителен и ценит имущество не ради него самого,
а ради даяния. Отсюда и жалобы на судьбу, что-де наиболее достойные
[богатства] менее всего богаты. Вполне понятно, что происходит именно это:
как и в других случаях, невозможно обладать имуществом, не прилагая стараний
к тому, чтобы его иметь. И все же щедрый не станет давать кому не следует и
когда не следует и так далее; ведь в подобных поступках еще нет щедрости, и,
израсходовав [деньги] на такое, он будет лишен [средств], чтобы расходовать
их на должное, ибо, как уже было сказано, щедрый - это человек, который
тратит сообразно состоянию и на то, на что следует, а кто в этом преступает
меру - тот мот. Тиранам, владеющим огромными [состояниями], нелегко,
кажется, преступить меру в даяниях и тратах, именно поэтому мы и называем их
мотами.
Но поскольку щедрость - это обладание серединой в отношении к даянию и
приобретению имущества, щедрый и давать, и тратить будет на TO, на что
следует, и столько, сколько следует, одинаково и в большом, и в малом, и
притом с удовольствием; а кроме того, он будет брать откуда следует и
сколько следует. Ведь коль скоро добродетель - это обладание серединой по
отношению к тому и другому, [и к даянию, и к приобретению], щедрый и то и
другое будет делать как должно. Доброе (epieikes) приобретение
предполагается [добрым] даянием. А не доброе [приобретение] противоположно
[доброму даянию]. Поэтому свойства, предполагающие друг друга, совмещаются в
одном человеке, а противоположные, разумеется, нет. Когда же случается
щедрому издержаться, нарушив должное и прекрасное, он будет страдать, однако
умеренно и как подобает, потому что добродетели присуще переживать
удовольствия и страдания, отчего следует и как следует.
Кроме того, щедрый легко делится имуществом (eykoinonetos) с другими:
ведь попрание своего права (to adikeisthai) он допускает; во всяком случае,
он не ценит имущества и больше досадует, если не израсходовал что-нибудь
должное, чем страдает, если израсходовал что-то недолжное, для него ведь не
годится Симонидова [мудрость].
3. Мот между тем погрешает и в таких вещах: ведь у него ни
удовольствия, ни страдания не бывают от того, от чего следует, и так, как
следует; впоследствии это станет яснее. Мы ведь уже сказали, что
избыточность и недостаточность - это соответственно мотовство и скупость,
причем в двух вещах - даянии и приобретении, ибо и трату мы относим к
даянию.
|
|