Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 48

Ничто поэтому не мешает, чтобы более щедрым оказался тот, кто
дает меньше, если он дает из меньшего состояния.
Более щедрыми, видимо, бывают те, кто не сами нажили состояние, а
получили его по наследству: во-первых, они не испытывали нужды, а,
во-вторых, все сильнее привязаны к своим творениям (erga), как, например,
родители [к детям] и поэты [к стихам].
Нелегко щедрому быть богатым, потому что он не склонен к приобретению и
бережливости, и при том расточителен и ценит имущество не ради него самого,
а ради даяния. Отсюда и жалобы на судьбу, что-де наиболее достойные
[богатства] менее всего богаты. Вполне понятно, что происходит именно это:
как и в других случаях, невозможно обладать имуществом, не прилагая стараний
к тому, чтобы его иметь. И все же щедрый не станет давать кому не следует и
когда не следует и так далее; ведь в подобных поступках еще нет щедрости, и,
израсходовав [деньги] на такое, он будет лишен [средств], чтобы расходовать
их на должное, ибо, как уже было сказано, щедрый - это человек, который
тратит сообразно состоянию и на то, на что следует, а кто в этом преступает
меру - тот мот. Тиранам, владеющим огромными [состояниями], нелегко,
кажется, преступить меру в даяниях и тратах, именно поэтому мы и называем их
мотами.
Но поскольку щедрость - это обладание серединой в отношении к даянию и
приобретению имущества, щедрый и давать, и тратить будет на TO, на что
следует, и столько, сколько следует, одинаково и в большом, и в малом, и
притом с удовольствием; а кроме того, он будет брать откуда следует и
сколько следует. Ведь коль скоро добродетель - это обладание серединой по
отношению к тому и другому, [и к даянию, и к приобретению], щедрый и то и
другое будет делать как должно. Доброе (epieikes) приобретение
предполагается [добрым] даянием. А не доброе [приобретение] противоположно
[доброму даянию]. Поэтому свойства, предполагающие друг друга, совмещаются в
одном человеке, а противоположные, разумеется, нет. Когда же случается
щедрому издержаться, нарушив должное и прекрасное, он будет страдать, однако
умеренно и как подобает, потому что добродетели присуще переживать
удовольствия и страдания, отчего следует и как следует.
Кроме того, щедрый легко делится имуществом (eykoinonetos) с другими:
ведь попрание своего права (to adikeisthai) он допускает; во всяком случае,
он не ценит имущества и больше досадует, если не израсходовал что-нибудь
должное, чем страдает, если израсходовал что-то недолжное, для него ведь не
годится Симонидова [мудрость].

3. Мот между тем погрешает и в таких вещах: ведь у него ни
удовольствия, ни страдания не бывают от того, от чего следует, и так, как
следует; впоследствии это станет яснее. Мы ведь уже сказали, что
избыточность и недостаточность - это соответственно мотовство и скупость,
причем в двух вещах - даянии и приобретении, ибо и трату мы относим к
даянию.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz