|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 154 |
Так что, как различны деятельности, так различаются и связанные с ними
удовольствия. Зрение чистотой отличается от осязания, а слух и обоняние - от
вкуса; соответственно различаются и удовольствий от этих чувств, и от них
отличаются удовольствия, относящиеся к мысли, а те и другие, [мыслительные и
чувственные удовольствия], в свою очередь, имеют различия внутри себя.
Обычно считается, что каждому живому существу присуще (oikeia) свое
удовольствие, точно так же как свое дело, ибо удовольствие соответствует
деятельности. И если посмотреть на каждое [существо] в отдельности, это,
вероятно, станет ясно. В самом деле, различны удовольствия коня, собаки и
человека, и, согласно словам Гераклита, "осел охотно предпочел бы золоту
солому", поскольку для ослов в пище заключено больше удовольствия, чем в
золоте. Значит, удовольствия у существ разных видов тоже различаются видом,
а удовольствия одинаковых существ соответственно не имеют видовых различий.
Но применительно по крайней мере к одному виду - людям - удовольствия
все-таки разнятся немало, ибо одни и те же вещи одних услаждают, других
заставляют страдать, а что вызывает страдания и ненависть одних, другим
доставляет удовольствие и вызывает приязнь. Это бывает даже со сладостями:
не одно и то же кажется сладким человеку в горячке и здоровому, а теплым не
одно и то же кажется слабому и закаленному. Соответственно и в других
случаях.
Пожалуй, во всех подобных случаях имеет место то, что видится
добропорядочному. Если же такое определение, как кажется, удачно и в каждом
отдельном случае мерой является добродетель и добродетельный человек как
таковой, то и "удовольствиями" будут, пожалуй, те вещи, что кажутся ему
удовольствиями, а "доставлять удовольствие" будет то, чем он наслаждается.
Ничего удивительного, если отвратительное для этого человека
кому-нибудь покажется доставляющим удовольствие, ведь много есть [видов]
человеческого растления и уродства. Но это не то, что [в действительности]
доставляет удовольствие, а то, что доставляет его соответствующим людям с
соответствующими наклонностями.
Поэтому ясно, что удовольствия, которые согласно считаются позорными,
не следует признавать удовольствиями, кроме как для растленных людей. Но
среди тех удовольствий, что считаются добрыми, какой род удовольствий или
какое именно удовольствие следует признать свойственным человеку? Может
быть, это явствует из [рассмотрения] деятельностей? Удовольствия ведь
сопутствуют деятельностям.
Итак, одна ли деятельность или несколько свойственны совершенному и
блаженному мужу, все равно удовольствия, которые придают совершенство [и
полноту] этим деятельностям, должны определяться как в собственном смысле
удовольствия человека; остальные удовольствия, так же как [соответствующие]
деятельности, будут занимать вторую или еще более низкую ступень.
6 (VI). После того как было сказано о добродетелях, дружбах и
удовольствиях, осталось в общих чертах описать счастье, раз уж мы полагаем
его целью всего человеческого.
|
|