|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 152 |
Таким образом, пока умопостигаемый (noeton) или чувственно
воспринимаемый (aistheton) [предмет] и то, что судит о нем или созерцает его
остаются такими, какими они должны быть, в деятельности будет удовольствие;
ведь если претерпевающее и действующее подобны и одинаково относятся друг к
другу, то и [результат], естественно, будет такой же, как они.
Отчего же никто не испытывает удовольствие непрерывно? Может быть,
человек устает? Действительно, ничто человеческое не способно к непрерывной
деятельности. А потому и удовольствие не бывает непрерывным: ведь оно
сопровождает деятельность.
Некоторые вещи нравятся, пока новы, а потом уже не так, и по той же
причине мысль сперва увлечена и напряженно деятельна в этом [новом
предмете], например, когда вглядываются в лицо [нового человека, стараясь
его узнать], но после деятельность уже не такая напряженная, напротив того,
она небрежная, а потому тускнеют и удовольствия.
Можно предположить, что все стремятся к удовольствию потому же, почему
все тянутся к жизни, ведь жизнь - это своего рода деятельность, и каждый
действует в таких областях и такими способами, какие ему особенно любы;
например, музыкант действует слухом в напевах, любознательный - мыслью в
предметах умозрения (theoremata), и среди остальных так ведет себя каждый.
Удовольствие же придает совершенство [и полноту] деятельностям, а значит, и
самой жизни, к которой [все] стремятся. Поэтому понятно, что тянутся и к
удовольствию, для каждого оно делает жизнь полной, а это и достойно
избрания.
5. Вопрос о том, что во имя чего мы выбираем: жизнь во имя удовольствия
или удовольствие во имя жизни, в настоящем [исследовании] можно пока
отложить. (Очевидно, что эти вещи связаны между собою и не допускают
разделения: в самом деле, без деятельности не бывает удовольствия, а
удовольствие делает всякую деятельность совершенной.)
(V). На этом основании считается, что существуют различные виды
удовольствия. Действительно, имеющее видовые различия, как мы полагаем,
получает завершенность, [совершенство и полноту], от разного. Это явно и в
природном, и в искусственном, например в животных и деревьях, в картине и
статуе, в доме и утвари. Соответственно и деятельности разного вида получают
совершенство от разного по виду. Деятельность мысли - иной вид, нежели
деятельность чувств, а сами они, [мыслительная и чувственная деятельности],
в свою очередь, имеют внутри себя видовые [различия]. Следовательно,
[видовые различия] имеют и удовольствия, которые делают эти деятельности
совершенными.
Это, пожалуй, можно видеть и по внутренней связи (to synoikeiosthai)
каждого из удовольствий с той деятельностью, которой оно придает
совершенство. Деятельности, разумеется, способствует связанное с ней
удовольствие, ибо те, кому она доставляет удовольствие, лучше судят о каждом
[предмете] и более тонко разбираются [в деле]; так, геометрами становятся
те, кто наслаждаются занятиями геометрией, и они лучше понимают каждую
частность; соответственно и любящие петь или строить и любые другие мастера
достигают успехов в собственном деле, если получают от него наслаждение.
|
|