|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 63 |
Часто поэтому (душевный] склад узнается [при сопоставлении] с
противоположным и часто по тому, с чем он имеет дело; например, когда
очевидно, [в чем состоит] закалка, становится очевидным и то, в чем плохая
закалка; и как по тому, что закаливает, [выясняется] она сама, так по ней -
что закаливает, потому что если закалка - это крепость мышц, то отсутствие
ее - их вялость, а что закаливает, то делает мышцы крепкими.
Отсюда, как правило, следует, что если одно из двух [противоположных
понятий склада] многозначно, то многозначно и другое, т е. если многозначно
"правосудное", [или "правое"), то и "неправосудное", [или "неправое"].
2. По всей видимости, у "правосудности" и "неправо-судности" много
значений, но из-за их близости, что это соименность, скрыто и не так
заметно, как при далеких [значениях] (в последнем случае велико различие по
внешнему виду); ясна, например, соименность, когда называют "ключом",
["ключицей"], кость пониже шеи у животных и то, чем запирают двери.
Посмотрим теперь, в скольких значениях говорят "не правосудный"
(adikos). Итак, "неправосудным" считается тот, кто преступает закон
(paranomos), кто своекорыстен (рlеоnektes) и несправедлив (anisos), а отсюда
ясно, что правосудный - это законопослушный (nomimos) и справедливый (isos).
Стало быть, правосудие, [или право], - это законное и справедливое, а
неправосудие, [или неправое], - это противозаконное и несправедливое.
Коль скоро неправосудный своекорыстен, корысть его будет в благах
вообще, но не во всех, а в тех, с которыми связана удача или неудача [в
жизни] и которые, если взять их безотносительно, всегда являются благами, но
применительно к тому или иному человеку не всегда. [Тем не менее] люди молят
о таких благах и ищут их, [чего делать] не должно, но надо, с одной стороны,
молить, чтобы блага безотносительные были бы [благами] и для них самих, а с
другой - выбирать то, что для них блага.
Неправосудный не всегда избирает большее, но [иногда] и меньшее, если
речь идет о безусловном зло. А поскольку меньшее зло считается в известном
смысле благом, своекорыстие же обращено на блага, то тем самым и здесь
[неправосудного] надо считать своекорыстным. Он и несправедлив: ведь это
[понятие] включает [присвоение "чужого" блага и отказ от "своего" зла] и
[является, стало быть,] общим [понятием].
3. Коль скоро, как мы видели, преступающий законы неправосуден, а
законопослушный правосуден (dikaios), ясно, что все законное в известном
смысле правосудно. В самом деле, что определено законодательным
[искусством], законно, а каждое из этих [определений] мы признаем
правосудным, [т. е. правом].
Законы говорят обо всем вместе, причем имеют в виду либо пользу всех,
либо лучших, либо имеющих власть {по добродетели} или как-то еще иначе, так
что в одном из значений, [а именно в широком], мы называем правосудным то,
что для взаимоотношений в государстве (politike koinonia) создает и
сохраняет счастье, и все, что его составляет.
|
|