Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 63


Часто поэтому (душевный] склад узнается [при сопоставлении] с
противоположным и часто по тому, с чем он имеет дело; например, когда
очевидно, [в чем состоит] закалка, становится очевидным и то, в чем плохая
закалка; и как по тому, что закаливает, [выясняется] она сама, так по ней -
что закаливает, потому что если закалка - это крепость мышц, то отсутствие
ее - их вялость, а что закаливает, то делает мышцы крепкими.
Отсюда, как правило, следует, что если одно из двух [противоположных
понятий склада] многозначно, то многозначно и другое, т е. если многозначно
"правосудное", [или "правое"), то и "неправосудное", [или "неправое"].

2. По всей видимости, у "правосудности" и "неправо-судности" много
значений, но из-за их близости, что это соименность, скрыто и не так
заметно, как при далеких [значениях] (в последнем случае велико различие по
внешнему виду); ясна, например, соименность, когда называют "ключом",
["ключицей"], кость пониже шеи у животных и то, чем запирают двери.
Посмотрим теперь, в скольких значениях говорят "не правосудный"
(adikos). Итак, "неправосудным" считается тот, кто преступает закон
(paranomos), кто своекорыстен (рlеоnektes) и несправедлив (anisos), а отсюда
ясно, что правосудный - это законопослушный (nomimos) и справедливый (isos).
Стало быть, правосудие, [или право], - это законное и справедливое, а
неправосудие, [или неправое], - это противозаконное и несправедливое.
Коль скоро неправосудный своекорыстен, корысть его будет в благах
вообще, но не во всех, а в тех, с которыми связана удача или неудача [в
жизни] и которые, если взять их безотносительно, всегда являются благами, но
применительно к тому или иному человеку не всегда. [Тем не менее] люди молят
о таких благах и ищут их, [чего делать] не должно, но надо, с одной стороны,
молить, чтобы блага безотносительные были бы [благами] и для них самих, а с
другой - выбирать то, что для них блага.
Неправосудный не всегда избирает большее, но [иногда] и меньшее, если
речь идет о безусловном зло. А поскольку меньшее зло считается в известном
смысле благом, своекорыстие же обращено на блага, то тем самым и здесь
[неправосудного] надо считать своекорыстным. Он и несправедлив: ведь это
[понятие] включает [присвоение "чужого" блага и отказ от "своего" зла] и
[является, стало быть,] общим [понятием].

3. Коль скоро, как мы видели, преступающий законы неправосуден, а
законопослушный правосуден (dikaios), ясно, что все законное в известном
смысле правосудно. В самом деле, что определено законодательным
[искусством], законно, а каждое из этих [определений] мы признаем
правосудным, [т. е. правом].
Законы говорят обо всем вместе, причем имеют в виду либо пользу всех,
либо лучших, либо имеющих власть {по добродетели} или как-то еще иначе, так
что в одном из значений, [а именно в широком], мы называем правосудным то,
что для взаимоотношений в государстве (politike koinonia) создает и
сохраняет счастье, и все, что его составляет.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz