|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 19 |
Действительно, для телесной силы гибельны и
чрезмерные занятия гимнастикой, и недостаточные, подобно тому, как питье и
еда при избытке или недостатке губят здоровье, в то время как все это в меру
(ta symmetra) и создает его, и увеличивает, и сохраняет. Так обстоит дело и
с благоразумием, и с мужеством, и с другими добродетелями. Кто всего
избегает, всего боится, ничему не может противостоять, становится трусливым,
а кто ничего вообще не боится и идет на все - смельчаком. Точно так же,
вкушая от всякого удовольствия и ни от одного не воздерживаясь, становятся
распущенными, а сторонясь, как неотесанные, всякого удовольствия,- какими-то
бесчувственными. Итак, избыток (hyperbole) и недостаток (eleipsis) гибельны
для благоразумия и мужества, а обладание серединой (mesotes) благотворно.
Но добродетели не только возникают, возрастают и гибнут благодаря
одному и тому же и из-за одного и того же [действия], но и деятельности
[сообразные добродетели] будут зависеть от того же самого. Так бывает и с
другими вещами, более очевидными, например с телесной силой: ее создает
обильное питание и занятие тяжелым трудом, а справится с этим лучше всего,
видимо, сильный человек. И с добродетелями так. Ведь воздерживаясь от
удовольствий, мы становимся благоразумными, а становясь такими, лучше всего
способны от них воздерживаться. Так и с мужеством: приучаясь презирать
опасности и не отступать перед ними, мы становимся мужественными, а став
такими, лучше всего сможем выстоять.
(III). Признаком [тех или иных нравственных] устоев следует считать
вызываемое делами удовольствие или страдание. Ведь кто, воздерживаясь от
телесных удовольствий, этим и доволен, тот благоразумен, а кто тяготится -
распущен, так же как тот, кто с радостью противостоит опасностям или по
крайней мере не страдает от этого, мужествен, а кому это доставляет
страдание - труслив. Ведь нравственная добродетель сказывается в
удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия,
то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.
Вот поэтому, как говорит Платон, с самого детства надо вести к тому,
чтобы наслаждение и страдание доставляло то, что следует; именно в этом
состоит правильное воспитание.
Далее, если добродетели связаны с поступками и страстями (pathe), а
всякая страсть и всякий поступок сопровождаются удовольствием или
страданием, то уже поэтому, вероятно, [нравственная] добродетель связана с
удовольствием и страданием. Это показывают и наказания, ибо это своего рода
лекарства, а лекарства по своей природе противоположны [заболеванию].
Кроме того, как мы сказали ранее, всякий склад души проявляется по
отношению к тому и в связи с тем, что способно улучшать его и ухудшать, ибо
[нравственные устои] становятся дурными из-за удовольствий и страданий,
когда их добиваются и избегают, причем либо не того, чего следует, либо не
так, как следует, либо [неверно] в каком-нибудь еще смысле.
|
|