Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 19

Действительно, для телесной силы гибельны и
чрезмерные занятия гимнастикой, и недостаточные, подобно тому, как питье и
еда при избытке или недостатке губят здоровье, в то время как все это в меру
(ta symmetra) и создает его, и увеличивает, и сохраняет. Так обстоит дело и
с благоразумием, и с мужеством, и с другими добродетелями. Кто всего
избегает, всего боится, ничему не может противостоять, становится трусливым,
а кто ничего вообще не боится и идет на все - смельчаком. Точно так же,
вкушая от всякого удовольствия и ни от одного не воздерживаясь, становятся
распущенными, а сторонясь, как неотесанные, всякого удовольствия,- какими-то
бесчувственными. Итак, избыток (hyperbole) и недостаток (eleipsis) гибельны
для благоразумия и мужества, а обладание серединой (mesotes) благотворно.
Но добродетели не только возникают, возрастают и гибнут благодаря
одному и тому же и из-за одного и того же [действия], но и деятельности
[сообразные добродетели] будут зависеть от того же самого. Так бывает и с
другими вещами, более очевидными, например с телесной силой: ее создает
обильное питание и занятие тяжелым трудом, а справится с этим лучше всего,
видимо, сильный человек. И с добродетелями так. Ведь воздерживаясь от
удовольствий, мы становимся благоразумными, а становясь такими, лучше всего
способны от них воздерживаться. Так и с мужеством: приучаясь презирать
опасности и не отступать перед ними, мы становимся мужественными, а став
такими, лучше всего сможем выстоять.
(III). Признаком [тех или иных нравственных] устоев следует считать
вызываемое делами удовольствие или страдание. Ведь кто, воздерживаясь от
телесных удовольствий, этим и доволен, тот благоразумен, а кто тяготится -
распущен, так же как тот, кто с радостью противостоит опасностям или по
крайней мере не страдает от этого, мужествен, а кому это доставляет
страдание - труслив. Ведь нравственная добродетель сказывается в
удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия,
то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.
Вот поэтому, как говорит Платон, с самого детства надо вести к тому,
чтобы наслаждение и страдание доставляло то, что следует; именно в этом
состоит правильное воспитание.
Далее, если добродетели связаны с поступками и страстями (pathe), а
всякая страсть и всякий поступок сопровождаются удовольствием или
страданием, то уже поэтому, вероятно, [нравственная] добродетель связана с
удовольствием и страданием. Это показывают и наказания, ибо это своего рода
лекарства, а лекарства по своей природе противоположны [заболеванию].
Кроме того, как мы сказали ранее, всякий склад души проявляется по
отношению к тому и в связи с тем, что способно улучшать его и ухудшать, ибо
[нравственные устои] становятся дурными из-за удовольствий и страданий,
когда их добиваются и избегают, причем либо не того, чего следует, либо не
так, как следует, либо [неверно] в каком-нибудь еще смысле.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz