Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 27

Середине же в одних случаях более
противоположно то, в чем недостаток, в других - то, в чем избыток, скажем,
мужеству более противоположна не смелость, в которой избыток, а трусость, в
которой недостаток; напротив, благоразумию не так противостоит
бесчувственность, в коей присутствует какая-то обделенность (endeia), как
распущенность, состоящая в излишестве.
Это происходит по двум причинам, [и] одна [из них заключена] в самом
предмете. Ведь поскольку одна из крайностей ближе к середине и довольно
похожа на нее, мы противопоставляем ее не середине, а, скорее,
противоположной крайности; например, поскольку смелость представляется более
или менее подобной и близкой мужеству, то более непохожей будет трусость, и
ее мы резче противопоставляем мужеству, а ведь то, что дальше отстоит от
середины, кажется и резче противопоставленным.
Итак, это и есть одна из причин, заключенная в самом предмете, другая
же заключается в нас самих, ибо, чем более мы склониы к чему бы то ни было,
тем более это, видимо, противоположно середине. Например, мы сами от природы
более склонны к удовольствиям, и потому мы восприимчивее к распущенности,
нежели к скромности (kosmiotes). Так что мы считаем более резкой
противоположностью середине то, к чему [в нас] больше приверженность
(epidosis). И вот по этой причине распущенность, будучи излишеством, резче
противопоставлена благоразумию, [чем бесчувственность].

9 (IX). Итак, о том, что нравственная добродетель состоит в обладании
серединой и в каком смысле, и что это обладание серединой между двумя
пороками, один из которых состоит в избытке, а другой - в недостатке, и что
добродетель такова из-за достижения середины как в страстях, так и в
поступках, - обо всем этом сказано достаточно.
Вот почему трудное это дело быть добропорядочным, ведь найти середину в
каждом отдельном случае - дело трудное, как и середину круга не всякий
определит, а тот, кто знает, [как это делать]. Точно так и гневаться для
всякого доступно, так же как и просто [раз]дать и растратить деньги, а вот
тратить на то, что нужно, столько, сколько нужно, когда, ради того и как
следует, способен не всякий, и это не просто. Недаром совершенство и редко,
и похвально, и прекрасно. А значит, делая середину целью, прежде всего нужно
держаться подальше от того, что резче противостоит середине, как и Калипсо
советует:

В сторону должен ты судно отвесть от волненья и дыма.

Ведь в одной из крайностей погрешность больше, а в другой меньше, и
потому, раз достичь середины крайне трудно, нужно, как говорят, "во втором
плаванье избрать наименее дурной путь", а это лучше всего исполнить тем
способом, какой мы указываем. Мы должны следить за тем, к чему мы сами
восприимчивы, ибо от природы все склонны к разному, а узнать к чему - можно
по возникающему в нас удовольствию и страданию, и надо увлечь самих себя в
противоположную сторону, потому что, далеко уводя себя от проступка, мы
придем к середине, что и делают, например, исправляя кривизну деревьев.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz