|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 27 |
Середине же в одних случаях более
противоположно то, в чем недостаток, в других - то, в чем избыток, скажем,
мужеству более противоположна не смелость, в которой избыток, а трусость, в
которой недостаток; напротив, благоразумию не так противостоит
бесчувственность, в коей присутствует какая-то обделенность (endeia), как
распущенность, состоящая в излишестве.
Это происходит по двум причинам, [и] одна [из них заключена] в самом
предмете. Ведь поскольку одна из крайностей ближе к середине и довольно
похожа на нее, мы противопоставляем ее не середине, а, скорее,
противоположной крайности; например, поскольку смелость представляется более
или менее подобной и близкой мужеству, то более непохожей будет трусость, и
ее мы резче противопоставляем мужеству, а ведь то, что дальше отстоит от
середины, кажется и резче противопоставленным.
Итак, это и есть одна из причин, заключенная в самом предмете, другая
же заключается в нас самих, ибо, чем более мы склониы к чему бы то ни было,
тем более это, видимо, противоположно середине. Например, мы сами от природы
более склонны к удовольствиям, и потому мы восприимчивее к распущенности,
нежели к скромности (kosmiotes). Так что мы считаем более резкой
противоположностью середине то, к чему [в нас] больше приверженность
(epidosis). И вот по этой причине распущенность, будучи излишеством, резче
противопоставлена благоразумию, [чем бесчувственность].
9 (IX). Итак, о том, что нравственная добродетель состоит в обладании
серединой и в каком смысле, и что это обладание серединой между двумя
пороками, один из которых состоит в избытке, а другой - в недостатке, и что
добродетель такова из-за достижения середины как в страстях, так и в
поступках, - обо всем этом сказано достаточно.
Вот почему трудное это дело быть добропорядочным, ведь найти середину в
каждом отдельном случае - дело трудное, как и середину круга не всякий
определит, а тот, кто знает, [как это делать]. Точно так и гневаться для
всякого доступно, так же как и просто [раз]дать и растратить деньги, а вот
тратить на то, что нужно, столько, сколько нужно, когда, ради того и как
следует, способен не всякий, и это не просто. Недаром совершенство и редко,
и похвально, и прекрасно. А значит, делая середину целью, прежде всего нужно
держаться подальше от того, что резче противостоит середине, как и Калипсо
советует:
В сторону должен ты судно отвесть от волненья и дыма.
Ведь в одной из крайностей погрешность больше, а в другой меньше, и
потому, раз достичь середины крайне трудно, нужно, как говорят, "во втором
плаванье избрать наименее дурной путь", а это лучше всего исполнить тем
способом, какой мы указываем. Мы должны следить за тем, к чему мы сами
восприимчивы, ибо от природы все склонны к разному, а узнать к чему - можно
по возникающему в нас удовольствию и страданию, и надо увлечь самих себя в
противоположную сторону, потому что, далеко уводя себя от проступка, мы
придем к середине, что и делают, например, исправляя кривизну деревьев.
|
|