Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 77

Но тот, кто отдает свое собственное, подобно тому как Гомер говорит
о Главке, давшем Диомеду

...доспех золотой свой за медный,
Во сто ценимый талантов {...} за стоящий девять,

не терпит неправосудие, ведь от него зависит давать [или не давать], а
терпеть [или не терпеть] неправосудие от него не зависит, но [для этого]
должен быть в наличии тот, кто поступает неправосудно.
Итак, ясно, что "терпеть неправосудие" нельзя по своей воле.

12. Из [вопросов], выбранных нами, нужно [обсудить] еще два: кто
поступает неправосудно, тот ли, кто уделяет [кому-то часть], большую, чем
тому по достоинству, или тот, кто такую [часть] имеет, а также можно ли
поступать неправосудно с самим собой?
В самом деле, если возможно первое положение, т. е. неправосудно
поступает распределяющий, а не тот, кто имеет больше, [чем следует], тогда
если кто-либо уделяет другому больше, чем себе, сознательно и по своей воле,
то он сам с собою поступает неправосудно; принято считать, что именно это
делают умеренные люди, потому что добрый склонен [брать] меньше. Но может
быть, и это не так просто? Ведь может случиться, что он имеет свою корысть в
другом благе, скажем в славе или в безусловно прекрасном. Кроме того,
[вопрос] решается ссылкой на определение [понятия] "поступать неправосудно",
ибо [поступающий так] ничего не испытывает вопреки своему желанию и, значит,
по крайней мере в силу этого [обстоятельства], не терпит неправосудие, а
если [ему что-то] и [причиняется], то всего-навсего вред.
Очевидно также, что неправосудно поступать может распределяющий, но не
всегда [так поступает] тот, кто имеет больше, ибо не тот поступает
неправосудно, у кого в наличии неправосудная [доля], а тот, у кого есть воля
делать [свою долю неправосудной]. Это и есть источник поступка, который
заключен в распределителе, но не в получателе.
Далее, поскольку "делать" имеет много смыслов, можно сказать, будто
убивают неодушевленные предметы, и рука, и слуга по приказу [хозяина], но
они не поступают неправосудно, хотя и делают неправосудные вещи.
Кроме того, если в неведении [тех или иных обстоятельств] человек
[кого-то] осудил, он не поступает неправосудно с точки зрения узаконенного
правосудия и суд его не неправосудный, но в каком-то ином смысле этот
человек все же неправосудный, ибо законное правосудие и первичное - разные
вещи. Если же судил неправосудно, зная [это], то и сам поступает
своекорыстно, ища благодарности или добиваясь мести. А потому, кто, имея
такую цель, вынес судебное решение неправосудно, тот своекорыстен, подобно
тому, кто принял участие в [самом] неправосудном деле; действительно,
присудив спорное поле, он тоже получил - не поле, [правда], а деньги.

13. Люди уверены, что от них зависит поступать [или не поступать]
неправосудно, а потому [думают], что легко быть правосудным. Но это не так,
ибо легко и в их власти сойтись с женой соседа, поколотить того, кто
поблизости, и дать взятку, но делать [даже] это, имея соответствующий склад
[души], и не легко и не зависит от них.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz