|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 77 |
Но тот, кто отдает свое собственное, подобно тому как Гомер говорит
о Главке, давшем Диомеду
...доспех золотой свой за медный,
Во сто ценимый талантов {...} за стоящий девять,
не терпит неправосудие, ведь от него зависит давать [или не давать], а
терпеть [или не терпеть] неправосудие от него не зависит, но [для этого]
должен быть в наличии тот, кто поступает неправосудно.
Итак, ясно, что "терпеть неправосудие" нельзя по своей воле.
12. Из [вопросов], выбранных нами, нужно [обсудить] еще два: кто
поступает неправосудно, тот ли, кто уделяет [кому-то часть], большую, чем
тому по достоинству, или тот, кто такую [часть] имеет, а также можно ли
поступать неправосудно с самим собой?
В самом деле, если возможно первое положение, т. е. неправосудно
поступает распределяющий, а не тот, кто имеет больше, [чем следует], тогда
если кто-либо уделяет другому больше, чем себе, сознательно и по своей воле,
то он сам с собою поступает неправосудно; принято считать, что именно это
делают умеренные люди, потому что добрый склонен [брать] меньше. Но может
быть, и это не так просто? Ведь может случиться, что он имеет свою корысть в
другом благе, скажем в славе или в безусловно прекрасном. Кроме того,
[вопрос] решается ссылкой на определение [понятия] "поступать неправосудно",
ибо [поступающий так] ничего не испытывает вопреки своему желанию и, значит,
по крайней мере в силу этого [обстоятельства], не терпит неправосудие, а
если [ему что-то] и [причиняется], то всего-навсего вред.
Очевидно также, что неправосудно поступать может распределяющий, но не
всегда [так поступает] тот, кто имеет больше, ибо не тот поступает
неправосудно, у кого в наличии неправосудная [доля], а тот, у кого есть воля
делать [свою долю неправосудной]. Это и есть источник поступка, который
заключен в распределителе, но не в получателе.
Далее, поскольку "делать" имеет много смыслов, можно сказать, будто
убивают неодушевленные предметы, и рука, и слуга по приказу [хозяина], но
они не поступают неправосудно, хотя и делают неправосудные вещи.
Кроме того, если в неведении [тех или иных обстоятельств] человек
[кого-то] осудил, он не поступает неправосудно с точки зрения узаконенного
правосудия и суд его не неправосудный, но в каком-то ином смысле этот
человек все же неправосудный, ибо законное правосудие и первичное - разные
вещи. Если же судил неправосудно, зная [это], то и сам поступает
своекорыстно, ища благодарности или добиваясь мести. А потому, кто, имея
такую цель, вынес судебное решение неправосудно, тот своекорыстен, подобно
тому, кто принял участие в [самом] неправосудном деле; действительно,
присудив спорное поле, он тоже получил - не поле, [правда], а деньги.
13. Люди уверены, что от них зависит поступать [или не поступать]
неправосудно, а потому [думают], что легко быть правосудным. Но это не так,
ибо легко и в их власти сойтись с женой соседа, поколотить того, кто
поблизости, и дать взятку, но делать [даже] это, имея соответствующий склад
[души], и не легко и не зависит от них.
|
|