Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 126

В самом деле, о всех этих вещах
заботится тот, кто их использует, но ни дружбы, ни права не может быть по
отношению к неодушевленным предметам. Невозможна дружба и с конем или быком
или с рабом в качестве раба. Ведь [тут] ничего общего быть не может, потому
что раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб, так что как с
рабом дружба с ним невозможна, но как с человеком возможна. Кажется ведь,
что существует некое право у всякого человека в отношении ко всякому
человеку, способному вступать во взаимоотношения на основе закона и договора
(koinonesai nomoy kai synthekes), а значит, и дружба возможна в той мере, в
какой раб - человек.
В ничтожных размерах, таким образом, дружба и правосудие возможны даже
при тираниях, а в демократических государствах в большей степени, ибо у
равных много общего.

14 (XII). Как мы уже сказали, всякая дружба существует при наличии
взаимоотношений, [т. е. в обществе], а дружбу родственников и товарищей
можно выделить особо. [Дружественные отношения] сограждан, членов филы,
спутников в плавании и тому подобные, видимо, больше походят на [отношения]
между членами определенных сообществ (koinonikai), ибо они явно основаны на
каком-то соглашении (homologia). В этот ряд, вероятно, можно поставить и
[отношения] между гостем и гостеприимцем.
Что касается дружбы родственников, то и она, по-видимому, имеет много
разновидностей, но любая обусловлена отеческой, ибо, с одной стороны,
родители любят детей как часть самих себя, а, с другой - дети любят
родителей, будучи частью от них. Знание родителей, что дети от них, глубже,
чем знание рожденных, что они от родителей, и "тот-от-кого" сильнее привязан
к своему порождению, чем рожденный к своему создателю. Действительно, то,
что исходит из чего-либо, - родное для того, откуда исходит (например, зуб,
волос или что бы то ни было - для их обладателя), но для того, что исходит,
"то-из-чего" оно исходит ничего не значит или, во всяком случае, значит
меньше. [Есть разница] и с точки зрения срока, а именно: родители любят свои
порождения сразу же, а дети родителей - по прошествии известного времени,
когда они начнут соображать или чувствовать. Отсюда также ясно, почему
матери сильнее питают дружбу к детям, [нежели отцы].
Итак, если родители к детям питают дружбу как к самим себе (ведь
отделенные от них их порождения - это как бы другие они сами), то дети
питают дружбу к родителям как их естественные порождения, в братья любят
друг друга оттого, что они по природе от одних и тех же родителей, так как
одинаковость с точки зрения [происхождения] создает одинаковость в их
отношениях друг с другом; отсюда и выражения:"одна кровь" и "[один] корень"
и тому подобные. Братья, таким образом, представляют собою одно, даже будучи
раздельными [существами].
Для их дружбы также много значит совместное воспитание и близость по
возрасту, ибо "сверстник к сверстнику" и при близком знакомстве бывают
товарищами, именно поэтому дружба братьев подобна дружбе товарищей.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz