|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 126 |
В самом деле, о всех этих вещах
заботится тот, кто их использует, но ни дружбы, ни права не может быть по
отношению к неодушевленным предметам. Невозможна дружба и с конем или быком
или с рабом в качестве раба. Ведь [тут] ничего общего быть не может, потому
что раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб, так что как с
рабом дружба с ним невозможна, но как с человеком возможна. Кажется ведь,
что существует некое право у всякого человека в отношении ко всякому
человеку, способному вступать во взаимоотношения на основе закона и договора
(koinonesai nomoy kai synthekes), а значит, и дружба возможна в той мере, в
какой раб - человек.
В ничтожных размерах, таким образом, дружба и правосудие возможны даже
при тираниях, а в демократических государствах в большей степени, ибо у
равных много общего.
14 (XII). Как мы уже сказали, всякая дружба существует при наличии
взаимоотношений, [т. е. в обществе], а дружбу родственников и товарищей
можно выделить особо. [Дружественные отношения] сограждан, членов филы,
спутников в плавании и тому подобные, видимо, больше походят на [отношения]
между членами определенных сообществ (koinonikai), ибо они явно основаны на
каком-то соглашении (homologia). В этот ряд, вероятно, можно поставить и
[отношения] между гостем и гостеприимцем.
Что касается дружбы родственников, то и она, по-видимому, имеет много
разновидностей, но любая обусловлена отеческой, ибо, с одной стороны,
родители любят детей как часть самих себя, а, с другой - дети любят
родителей, будучи частью от них. Знание родителей, что дети от них, глубже,
чем знание рожденных, что они от родителей, и "тот-от-кого" сильнее привязан
к своему порождению, чем рожденный к своему создателю. Действительно, то,
что исходит из чего-либо, - родное для того, откуда исходит (например, зуб,
волос или что бы то ни было - для их обладателя), но для того, что исходит,
"то-из-чего" оно исходит ничего не значит или, во всяком случае, значит
меньше. [Есть разница] и с точки зрения срока, а именно: родители любят свои
порождения сразу же, а дети родителей - по прошествии известного времени,
когда они начнут соображать или чувствовать. Отсюда также ясно, почему
матери сильнее питают дружбу к детям, [нежели отцы].
Итак, если родители к детям питают дружбу как к самим себе (ведь
отделенные от них их порождения - это как бы другие они сами), то дети
питают дружбу к родителям как их естественные порождения, в братья любят
друг друга оттого, что они по природе от одних и тех же родителей, так как
одинаковость с точки зрения [происхождения] создает одинаковость в их
отношениях друг с другом; отсюда и выражения:"одна кровь" и "[один] корень"
и тому подобные. Братья, таким образом, представляют собою одно, даже будучи
раздельными [существами].
Для их дружбы также много значит совместное воспитание и близость по
возрасту, ибо "сверстник к сверстнику" и при близком знакомстве бывают
товарищами, именно поэтому дружба братьев подобна дружбе товарищей.
|
|