|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 7 |
Итак, избрав другой путь, рассуждение приходит все к тому же; однако
надо постараться прояснить это еще более.
Поскольку целей несколько, а мы выбираем из них какую-то определенную
(например, богатство, флейты и вообще орудия) как средство для другого,
постольку ясно, что не все цели конечны, [т. е. совершенны]. А наивысшее
благо представляется чем-то совершенным. Следовательно, если существует
только какая-то одна совершенная [и конечная цель], она и будет искомым
[благом], если же целей несколько, то [искомое благо) - самая из них
совершенная, [т. е. конечная]. Цель, которую преследуют саму по себе, мы
считаем более совершенной, чем та, [к которой стремятся как к средству] для
другого, причем цель, которую никогда не избирают как средство для другого,
считаем более совершенной, чем цели, которые избирают {как} сами по себе,
так и в качестве средств для другого, а безусловно совершенной называем
цель, избираемую всегда саму по себе и никогда как средство. Принято
считать, что прежде всего такой целью является счастье. Ведь его мы всегда
избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого, в то время как
почет, удовольствие, ум и всякая добродетель избираются как ради них самих
(ибо на каждом из этих [благ], пусть из него ничего не следует, мы бы
все-таки остановили выбор), так и ради счастья, ибо они представляются нам
средствами к достижению счастья. Счастье же никто не избирает ни ради этих
[благ], ни ради чего-то другого.
То же самое получится, если исходить из самодостаточности, потому что
совершенное благо считается самодостаточным. Понятие самодостаточности мы
применяем не к одному человеку, ведущему одинокую жизнь, но к человеку
вместе с родителями и детьми, женой и вообще всеми близкими и согражданами,
поскольку человек - по природе [существо] общественное. Но здесь надо
принять известное ограничение: в самом деле, если расширять [понятие
общества] до предков и потомков и до друзей наших друзей, то придется уйти в
бесконечность. Но это следует рассмотреть в своем месте. [Здесь] мы полагаем
самодостаточным то, что одно только делает жизнь достойной избрания и ни в
чем не нуждающейся, а таковую мы и считаем счастьем. Кроме того, [мы
считаем, что счастье] больше всех [благ] достойно избрания, но в то же время
не стоит в одном ряду с другими. Иначе счастье, разумеется, [делалось бы]
более достойным избрания с [добавлением даже] наименьшего из благ, потому
что добавлением создается перевес в благе, а большее из благ всегда
достойнее избрания. Итак, счастье как цель действий - это, очевидно, нечто
совершенное, [полное, конечное] и самодостаточное.
6. Впрочем, называть счастье высшим благом кажется чем-то
общепризнанным, но непременно нужно отчетливее определить еще и его суть.
Может быть, это получится, если принять во внимание назначение (ergon)
человека, ибо, подобно тому как у флейтиста, ваятеля и всякого мастера да и
вообще [у тех], у кого есть определенное назначение и занятие (praxis),
собственно благо и совершенство (to ey) заключены в их деле (ergon), точно
так, по-видимому, и у человека [вообще], если только для него существует
[определенное] назначение.
|
|