Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 161


Но в действительности оказывается, что силой [рассуждения] можно
подстегнуть и подвигнуть возвышенных (eleytherioys) между юношами, а нрав
благородный и воистину любящий прекрасное заставить вдохновляться [одной]
добродетелью; однако обратить к нравственному совершенству большинство
[рассуждения] не способны, потому что большинству людей по природе
свойственно подчиняться не чувству стыда, а страху и воздерживаться от
дурного не потому, что это позорно, но опасаясь мести. Живя страстью, они,
конечно, ищут присущих им удовольствий и того, что их сулит, а избегают
страданий, противоположных [присущим им удовольствиям]; но о прекрасном и
поистине доставляющем удовольствие они не имеют понятия, поскольку не знают
его вкуса.
Какое же рассуждение могло бы переменить таких-то людей? Ведь
невозможно и, во всяком случае, непросто с помощью рассуждения совершить
перемену в том, что издавна воспринято нравами. Так что, наверное, нужно
быть довольными, если, располагая всем, благодаря чему, по нашему мнению,
становятся добрыми, мы смогли получить толику добродетели.
Одни думают, что добродетельными бывают от природы, другие - что от
привычки, третьи - что от обучения. Ясно, разумеется, что присутствие в нас
природного от нас не зависит, но в силу неких божественных причин дастся
поистине удачливым.
Рассуждение же и обучение, пожалуй, не для всех имеют силу, а нужно,
чтобы душа слушателя благодаря привычкам заранее была подготовлена для
правильного наслаждения и ненависти, подобно [вспаханной] земле, [готовой]
взрастить семя. Ведь кто живет по страсти, пожалуй, и слушать не станет
рассуждения, которые отвращают [его от страсти], а если и станет, не
сообразит, [что к чему]. Как же при таком складе можно переубедить? И
вообще, страсть, по-видимому, уступает не рассуждениям, а насилию.
Итак, надо, чтобы уже заранее был в наличии нрав, как бы подходящий для
добродетели, любящий прекрасное и отвергающий постыдное.
Получить смолоду правильное руководство [на пути] к добродетели трудно,
если не быть воспитанным соответствующими законами; ведь жить благоразумно и
выдержанно большинству не доставляет удовольствия, и особенно молодым.
Именно поэтому воспитание и занятия должны быть установлены по закону, так
как близко знакомое (synethe) не будет причинять страданий.
Однако, вероятно, недостаточно в молодости получить правильное
воспитание и встретить внимание; напротив, поскольку, уже будучи мужем, надо
заниматься подобными вещами и приучаться к ним, постольку мы будем нуждаться
в законах, касающихся этих вещей и вообще охватывающих всю жизнь. Ведь
большинство, скорее, послушны принуждению, нежели рассуждению, а взысканию -
скорее, нежели прекрасному.
Недаром некоторые уверены, что законодателям следует призывать и
понуждать к добродетели во ими прекрасного, [понимая при этом], что
прислушаются те, кто благодаря привычке уже продвинут в сторону добра, а на
непослушных и людей сравнительно худой породы (aphyesteroi) налагать
наказания и возмездия; неисправимых же вообще изгонять вон из государства,
ибо добрый человек, соотносящий свою жизнь с нравственной красотой, будет
повиноваться суждению, а дурной в стремлении к удовольствию обуздывается
страданием, словно скот ярмом.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz