Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 197

Между тем эти [свойства]
имеются у человека прежде всего в отношении его к самому себе, так же как и
все остальные [признаки], по которым определяют друга; было ведь
сказано[36], что все проявления дружбы из отношения к самому себе
распространяются на отношение к другим. И все поговорки в этом согласны,
например: "душа в душу", и "у .друзей все общее", и "уравненность -- это
дружность", и "своя рубашка ближе к телу" [37], ибо все это, конечно,
присутствует в отношении к себе самому в первую очередь, так как и другом
бывают в первую очередь самому себе и к себе самому в первую очередь следует
питать дружескую приязнь.

Конечно, трудно решить, за кем нужно последовать, коль скоро оба
[мнения] внушают известное доверие.

Так что надо, наверное, разобрать такие суждения и определить,
насколько и в каком смысле те или другие [мнения] истинны.

Если же мы поймем, какой смысл и те и другие вкладывают в [понятие]
"себялюбия", то [все], вероятно, станет ясно.

Итак, кто, вводит [это понятие] для порицания, те называют себялюбами
уделяющих себе большую долю в имуществе, почестях и телесных удовольствиях,
а именно к этому стремится большинство людей и в этом они усердны, словно
это высшие блага, недаром оии даже дерутся [друг с другом] из-за таких
вещей? Кто в таких вещах своекорыстен, тот угождает влечениям и вообще
страстям, т. е. чуждой рассуждения, [неразумной] части души; однако таково
большинство. Так что происхождение этого названия -- "себялюб" --
обусловлено тем, что большинство дурно и, стало быть, "себялюбу" в указанном
смысле слова по праву выносится порицание. Так что вполне понятно, почему
большинство обыкновенно называет себялюбами тех, кто уделяет самим себе то,
что мы назвали выше: действительно, если кто всегда усерден в том, чтобы
прежде всего самому совершать поступки правосудные, благоразумные или
какие-то из тех, что так или иначе подобают добродетели, и вообще всегда
оставляет за собою нравственную красоту, то -никто не скажет, что этот
человек "себялюбив", и не осудит его.

А ведь именно такого можно посчитать в большей мере "себялюбом", ибо он
уделяет себе самые прекрасные и первейшие блага и угождает самому главному в
себе, во всем ему повинуясь; и как государство и всякое другое образование
-- это прежде всего его главнейшая часть, так и человек[38]; выходит, что
себялюбом [в высшем смысле] является в первую очередь человек, дорожащий
этой частью себя и угождающий ей. Кроме того, воздержным и невоздержным
называют в зависимости от того, удерживает ли ум [главенство] или не
удерживает, как если бы каждый и был [сам] этим [умом]; и как кажется,
поступки совершают сами, т. е. произвольно, когда совершают их при участии
суждения (meta logoy). Совершенно ясно, таким образом, что каждый
представляет собою эту евою часть или прежде всего ее, а также что добрый
человек особенно ею дорожит.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz