|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 66 |
По поводу воспитания каждого в отдельности, благодаря
которому муж [бывает] добродетелен в безусловном смысле слова, впоследствии
надо [будет] определить, к государственной или другой науке это относится,
ибо, во-видимому, быть добродетельным мужем и [добродетельным] гражданином
не во всех отношениях одно и то же.
Один вид частной правосудности и соответствующего права (to dikaion)
связан с распределением (en tais dianomais) почестей, имущества и всего
прочего, что может быть поделено между согражданами (koinonioyntes)
определенного государственного устройства (именно среди них одному возможно
иметь в сравнении с другим несправедливую или справедливую [долю] (anison
kai ison). Другой [вид] - направительное (diortotikon) право при взаимном
обмене (synallagmata). Оно состоит из двух частей; дело в том, что обмен
бывает произвольный (hekoysia) и непроизвольный (akoysia), а именно:
произволен такой, как купля, продажа, ссуда, залог, заем, задаток, платеж
(произвольными они называются потому, что начало этих обменов зависит от
нашей [воли]), а непроизвольный обмен осуществляется тайком - скажем, кража,
блуд, спаивание приворотным зельем, сводничество, переманивание рабов,
убийство исподтишка, лжесвидетельство - или подневольно - скажем,
посрамление, пленение, умерщвление, ограбление, увечение, брань, унижение.
6(III). Поскольку неправосудный несправедлив и неправосудное
несправедливо, ясно, что между [крайностями] несправедливого существует
некая середина. Это и есть справедливое равенство (to ison), ибо, в каком
действии возможно "больше" и "меньше", в том возможно и справедливое
равенство. Следовательно, если неправосудное несправедливо, то
правосудное-справедливо; именно так все и думают даже без рассуждения.
Поскольку же справедливое равенство - это середина, то правосудное - это
[тоже], видимо, какая-то середина, а справедливое равенство предполагает не
менее двух [доль и двух сторон]. Соответственно и правосудие необходимо
является серединой и справедливым равенством по отношению к чему-то и для
кого-то, притом как середина [оно находится] между какими-то [крайностями]
(а именно между "больше" и "меньше"), а как справедливое равенство - это
[равенство] двух [доль], наконец, как право - это [право] для известных
[лиц].
Право, таким образом, с необходимостью предполагает не менее четырех
[вещей], потому что и тех, для кого [существует право, не менее] двух, и то,
к чему [оно применяется], - две вещи. При этом для лиц и для вещей будет
иметь место одно и то же уравнивание (isotes), ибо одинаково отношение одной
пары, [т. е. вещей], и другой, [т. е. лиц], а именно: если люди не равны,
они не будут обладать равными [долями], вот почему борьба и жалобы [в суд]
бывают всякий раз, когда не равные [доли] имеют и получают равные [люди]
или, [наоборот], не равные [люди] - равные [доли].
|
|