Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 66

По поводу воспитания каждого в отдельности, благодаря
которому муж [бывает] добродетелен в безусловном смысле слова, впоследствии
надо [будет] определить, к государственной или другой науке это относится,
ибо, во-видимому, быть добродетельным мужем и [добродетельным] гражданином
не во всех отношениях одно и то же.
Один вид частной правосудности и соответствующего права (to dikaion)
связан с распределением (en tais dianomais) почестей, имущества и всего
прочего, что может быть поделено между согражданами (koinonioyntes)
определенного государственного устройства (именно среди них одному возможно
иметь в сравнении с другим несправедливую или справедливую [долю] (anison
kai ison). Другой [вид] - направительное (diortotikon) право при взаимном
обмене (synallagmata). Оно состоит из двух частей; дело в том, что обмен
бывает произвольный (hekoysia) и непроизвольный (akoysia), а именно:
произволен такой, как купля, продажа, ссуда, залог, заем, задаток, платеж
(произвольными они называются потому, что начало этих обменов зависит от
нашей [воли]), а непроизвольный обмен осуществляется тайком - скажем, кража,
блуд, спаивание приворотным зельем, сводничество, переманивание рабов,
убийство исподтишка, лжесвидетельство - или подневольно - скажем,
посрамление, пленение, умерщвление, ограбление, увечение, брань, унижение.

6(III). Поскольку неправосудный несправедлив и неправосудное
несправедливо, ясно, что между [крайностями] несправедливого существует
некая середина. Это и есть справедливое равенство (to ison), ибо, в каком
действии возможно "больше" и "меньше", в том возможно и справедливое
равенство. Следовательно, если неправосудное несправедливо, то
правосудное-справедливо; именно так все и думают даже без рассуждения.
Поскольку же справедливое равенство - это середина, то правосудное - это
[тоже], видимо, какая-то середина, а справедливое равенство предполагает не
менее двух [доль и двух сторон]. Соответственно и правосудие необходимо
является серединой и справедливым равенством по отношению к чему-то и для
кого-то, притом как середина [оно находится] между какими-то [крайностями]
(а именно между "больше" и "меньше"), а как справедливое равенство - это
[равенство] двух [доль], наконец, как право - это [право] для известных
[лиц].
Право, таким образом, с необходимостью предполагает не менее четырех
[вещей], потому что и тех, для кого [существует право, не менее] двух, и то,
к чему [оно применяется], - две вещи. При этом для лиц и для вещей будет
иметь место одно и то же уравнивание (isotes), ибо одинаково отношение одной
пары, [т. е. вещей], и другой, [т. е. лиц], а именно: если люди не равны,
они не будут обладать равными [долями], вот почему борьба и жалобы [в суд]
бывают всякий раз, когда не равные [доли] имеют и получают равные [люди]
или, [наоборот], не равные [люди] - равные [доли].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz