|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 185 |
А дети, как считается, тесно связывают [супругов],
потому-то бездетные скорее разводятся: дети -- это общее обоим благо, а
общее [благо] объединяет.
Вопрос, как следует жить мужу с женой и вообще другу с другом,
по-видимому, ничем не отличается от вопроса, как [им жить] правосудно,
потому что неодинаково правосудие в отношениях друга к другу и в отношениях
с чужим, или товарищем, или соучеником.
15 (XIII).
Поскольку существуют три [вида] дружбы, как было сказано в начале [47],
и при каждой [разновидности] друзьями бывают как на основе уравнивания, так
и на основе превосходства (ведь и одинаково добродетельные бывают друзьями,
и лучший с худшим, то же справедливо и для [друзей], доставляющих [друг
другу] удовольствие, или [друзей] из соображений пользы, [потому что и] они
могут быть и равными с точки зрения [взаимной] поддержки, и разными),
постольку ровни сообразно своей уравненности должны быть равны (toys isoys
...katisoteta dei... isadzein) и в чувстве дружбы, и во всем остальном, а
неровни должны воздавать [друзьям] пропорционально превосходству [друзей].
Вполне понятно, что жалобы и упреки возникают исключительно или по
преимуществу при дружбе ради пользы. А будучи друзьями во имя добродетели,
охотно делают добро (еу dran) друг другу (потому что это присуще и
добродетели, и дружбе[48]); у тех же, кто наперебой [оказывает друг другу
благодеяния], не бывает ни жалоб, ни ссор, ибо никто не сердится на
человека, питающего дружбу и делающего добро, напротив, в меру своей
учтивости (kharieis) отплачивают ему, делая добро в свою очередь. А кто
[делает добро] с избытком, достигая при этом цели своих стремлений, не
станет, конечно, жаловаться на друга, ведь стремится каждый к благу. Редки
жалобы у друзей ради удовольствия; в самом деле, оба, коль скоро они
наслаждаются совместным времяпрепровождением, одновременно получают то, к
чему стремятся, и, жалуясь на того, кому он не нравится, человек показался
бы смешным: есть же возможность не проводить дни совместно.
Зато дружба из соображений пользы чревата жалобами; обращаясь друг к
другу за поддержкой, всегда нуждаются в большем, причем уверены, что имеют
меньше, чем прилично, и упрекают за то, что получают не столько, сколько
нужно, хотя они этого достойны[49]; но делающие добро не способны оказывать
поддержку в той мере, в какой нуждаются те, кто ее принимает.
Кажется, подобно тому как правосудие бывает двух видов -- одно
неписаное, а другое по закону, так и в дружбе ради пользы различаются дружба
на нравственной и на законной [основе] [50]. Таким образом, больше всего
жалоб возникает, когда завязали и расторгли [дружественные отношения], имея
в виду не один и тот же [их вид].
[Отношения] на основе закона -- это [отношения] на оговоренных
условиях, причем или чисто торгашеские -- "из рук в руки", или более
свободные с точки зрения сроков, но при соглашении, кому что [причитается].
|
|