Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 185

А дети, как считается, тесно связывают [супругов],
потому-то бездетные скорее разводятся: дети -- это общее обоим благо, а
общее [благо] объединяет.

Вопрос, как следует жить мужу с женой и вообще другу с другом,
по-видимому, ничем не отличается от вопроса, как [им жить] правосудно,
потому что неодинаково правосудие в отношениях друга к другу и в отношениях
с чужим, или товарищем, или соучеником.



15 (XIII).


Поскольку существуют три [вида] дружбы, как было сказано в начале [47],
и при каждой [разновидности] друзьями бывают как на основе уравнивания, так
и на основе превосходства (ведь и одинаково добродетельные бывают друзьями,
и лучший с худшим, то же справедливо и для [друзей], доставляющих [друг
другу] удовольствие, или [друзей] из соображений пользы, [потому что и] они
могут быть и равными с точки зрения [взаимной] поддержки, и разными),
постольку ровни сообразно своей уравненности должны быть равны (toys isoys
...katisoteta dei... isadzein) и в чувстве дружбы, и во всем остальном, а
неровни должны воздавать [друзьям] пропорционально превосходству [друзей].

Вполне понятно, что жалобы и упреки возникают исключительно или по
преимуществу при дружбе ради пользы. А будучи друзьями во имя добродетели,
охотно делают добро (еу dran) друг другу (потому что это присуще и
добродетели, и дружбе[48]); у тех же, кто наперебой [оказывает друг другу
благодеяния], не бывает ни жалоб, ни ссор, ибо никто не сердится на
человека, питающего дружбу и делающего добро, напротив, в меру своей
учтивости (kharieis) отплачивают ему, делая добро в свою очередь. А кто
[делает добро] с избытком, достигая при этом цели своих стремлений, не
станет, конечно, жаловаться на друга, ведь стремится каждый к благу. Редки
жалобы у друзей ради удовольствия; в самом деле, оба, коль скоро они
наслаждаются совместным времяпрепровождением, одновременно получают то, к
чему стремятся, и, жалуясь на того, кому он не нравится, человек показался
бы смешным: есть же возможность не проводить дни совместно.

Зато дружба из соображений пользы чревата жалобами; обращаясь друг к
другу за поддержкой, всегда нуждаются в большем, причем уверены, что имеют
меньше, чем прилично, и упрекают за то, что получают не столько, сколько
нужно, хотя они этого достойны[49]; но делающие добро не способны оказывать
поддержку в той мере, в какой нуждаются те, кто ее принимает.

Кажется, подобно тому как правосудие бывает двух видов -- одно
неписаное, а другое по закону, так и в дружбе ради пользы различаются дружба
на нравственной и на законной [основе] [50]. Таким образом, больше всего
жалоб возникает, когда завязали и расторгли [дружественные отношения], имея
в виду не один и тот же [их вид].

[Отношения] на основе закона -- это [отношения] на оговоренных
условиях, причем или чисто торгашеские -- "из рук в руки", или более
свободные с точки зрения сроков, но при соглашении, кому что [причитается].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
 
Сайт создан в системе uCoz