|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 114 |
Друзья
нужны молодым, чтобы избегать ошибок, и старикам, чтобы ухаживали за ними и
при недостатках от немощи помогали им поступать [хорошо]; а в расцвете лет
они нужны для прекрасных поступков "двум совокупно идущим", ибо вместе люди
способнее и к пониманию и к действию.
Пo-видимому, в родителе дружественность к порожденному заложена от
природы, так же как в порожденном - к родителю, причем не только у людей, но
и у птиц, и у большинства животных, и у существ одного происхождения - друг
к другу, а особенно у людей, недаром мы хвалим человеколюбивых
(philanthropoi). Как близок и дружествен (hos oikeion kai philon) человеку
всякий человек, можно увидеть во время скитаний. Дружественность,
по-видимому, скрепляет и государства, и законодатели усердней заботятся о
дружественности, чем о правосудности, ибо единомыслие - это, кажется, нечто
подобное дружественности, к единомыслию же и стремятся больше всего
законодатели и от разногласий (stasis), как от вражды, охраняют
[государство]. И когда [граждане] дружественны, они не нуждаются в
правосудности, в то" время как, будучи правосудными, они все же нуждаются
еще и в дружественности; из правосудных же [отношений] наиболее правосудное
считается дружеским (philikon).
[Дружба - это] не только нечто необходимое, но и нечто нравственно
прекрасное, мы ведь воздаем хвалу дружелюбным, а иметь много друзей
почитается чем-то прекрасным. К тому же [некоторые] считают, что
добродетельные мужи и дружественные - это одно и то же.
2. О дружбе немало бывает споров . Одни полагают ее каким-то сходством
и похожих людей - друзьями, и отсюда поговорки: "Рыбак рыбака..." и "Ворон к
ворону..." и тому подобные. Другие утверждают противоположное: "Все гончары"
- [соперники друг другу]. Для этого же самого подыскивают [объяснения] более
высокого порядка и более естественнонаучные, так Еврипид говорит: "Земля
иссохшая вожделеет к дождю, и величественное небо, полное дождя, вожделеет
пасть на землю"; и Гераклит: "Супротивное сходится", и "Из различий
прекраснейшая гармония", и "Все рождается от раздора"; этому [мнению] среди
прочих противостоит и Эмпедоклово, а именно: "Подобное стремится к
подобному".
Итак, мы оставим в стороне те затруднительные вопросы, которые
относятся к природоведению (это ведь не подходит для настоящего
исследования), а все то, что касается человека и затрагивает нравы и
страсти, это мы внимательно исследуем, например: у всех ли бывает дружба,
или испорченным невозможно быть друзьями, а также один ли существует вид
дружбы или больше. Те, кто думают, что один, по той причине, что дружба
допускает большую и меньшую степень, уверились в этом без достаточного
основания, ибо большую и меньшую степень имеет и различное по виду. Об этом
и прежде было сказано.
(II). Когда мы будем знать, что вызывает дружескую приязнь (phileton),
вероятно, прояснятся и эти [вопросы].
|
|