|
Философы Древней Греции - Аристотель - Никомахова этика - Страница 128 |
isoteta dei... isadzein) и в чувстве дружбы, и во всем
остальном, а неровни должны воздавать [друзьям] пропорционально
превосходству [друзей].
Вполне понятно, что жалобы и упреки возникают исключительно или по
преимуществу при дружбе ради пользы. А будучи друзьями во имя добродетели,
охотно делают добро (еу dran) друг другу (потому что это присуще и
добродетели, и дружбе); у тех же, кто наперебой [оказывает друг другу
благодеяния], не бывает ни жалоб, ни ссор, ибо никто не сердится на
человека, питающего дружбу и делающего добро, напротив, в меру своей
учтивости (kharieis) отплачивают ему, делая добро в свою очередь. А кто
[делает добро] с избытком, достигая при этом цели своих стремлений, не
станет, конечно, жаловаться на друга, ведь стремится каждый к благу. Редки
жалобы у друзей ради удовольствия; в самом деле, оба, коль скоро они
наслаждаются совместным времяпрепровождением, одновременно получают то, к
чему стремятся, и, жалуясь на того, кому он не нравится, человек показался
бы смешным: есть же возможность не проводить дни совместно.
Зато дружба из соображений пользы чревата жалобами; обращаясь друг к
другу за поддержкой, всегда нуждаются в большем, причем уверены, что имеют
меньше, чем прилично, и упрекают за то, что получают не столько, сколько
нужно, хотя они этого достойны; но делающие добро не способны оказывать
поддержку в той мере, в какой нуждаются те, кто ее принимает.
Кажется, подобно тому как правосудие бывает двух видов - одно
неписаное, а другое по закону, так и в дружбе ради пользы различаются дружба
на нравственной и на законной [основе]. Таким образом, больше всего жалоб
возникает, когда завязали и расторгли [дружественные отношения], имея в виду
не один и тот же [их вид].
[Отношения] на основе закона - это [отношения] на оговоренных условиях,
причем или чисто торгашеские - "из рук в руки", или более свободные с точки
зрения сроков, но при соглашении, кому что [причитается].
В этой [разновидности] обязательства ясны и не являются предметом
разногласий, отсрочка же делается по-дружески. Поэтому кое у кого такие
случаи не относятся к ведению правосудия, напротив, люди уверены, что,
заключив сделку на доверии, нужно примириться [с последствиями].
Что же касается дружбы ради пользы на нравственной основе, то она
[существует] не [на оговоренных условиях], так что подарок или другую
какую-то [любезность] делают как другу, однако ожидают получить [в ответ]
столько же или больше, словно не подарили, а дали взаймы. И если при
расторжении отношений [положение будет] не таково, как была при их
завязывании, будут жаловаться. Это происходит потому, что, хотя все или
большинство желают прекрасного, выбор свой останавливают (proaireisthai)
все-таки на выгодном. Между тем прекрасно само по себе делать добро, а не
[делать его], чтобы получить [добро] в ответ; что же касается принятия
благодеяний, то оно выгодно, [а не прекрасно].
|
|